Вот уже примерно три десятка лет, ежегодно 14 февраля, в России отмечают праздник — «День всех влюблённых».
Такого праздника не было ни в Советском Союзе, ни в Российской империи. Откуда же и зачем он взялся, и чему (или кому) посвящён?
Надо сразу сказать, что происхождение этого праздника, как и сама фигура «святого Валентина», именем которого он назван, темны и противоречивы.
* * * * *
Единственно достоверно известно, что в Древнем Риме, откуда растут корни этого праздника, моральные нормы отличались крайней «свободой» и распущенностью, даже по сравнению с современными европейскими гей-парадами и родителями под порядковыми номерами.
И одними из таких древнеримских праздников, называемых луперкалиями, были собрания молодёжи у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема — основателей Рима. Эти собрания, начинаясь как ритуальные действа в честь праздника плодородия, почти всегда заканчивались групповыми оргиями. Что характерно, отмечались луперкалии ежегодно с 13 по 15 февраля.
Затем, в 494 году нашей эры Папа Римский Геласий I запретил луперкалии. Но уже спустя всего два года – в 496-м – самой же церковью было введено празднование Дня Святого Валентина. Совпадение? Вряд ли.
* * * * *
Дальше начинаются уже более или менее правдоподобные легенды.
Говорят, что Валентин был священником, который во второй половине III века нашей эры якобы служил в войсках римского императора Клавдия. И будто бы 14 февраля 270 года нашей эры, по приказу Клавдия, Валентин был казнён за нарушение закона, запрещающего жениться солдатам императорской армии во время походов. Вина Валентина заключалась в том, что он, несмотря на запрет, продолжал тайно венчать легионеров.
А вот дальше существуют две версии. По одной из них, более благообразной, Валентин сочетал браком солдат и возлюбленных ими девиц. По другой версии, речь шла о «браках» между самими легионерами, что для того времени было не столько аморально, сколько нарушало сословно-классовые традиции и законы.
Какая из этих версий соответствует действительности (или, может быть, обе?) сейчас судить трудно. Тем более что сам «святой Валентин» — личность, скорее, мифическая, чем реальная.
* * * * *
Понятно, что современные западные лоббисты «Дня всех влюблённых» говорят о первой из этих версий, умалчивая о второй.
Так почему же только относительно недавно — во второй половине прошлого века культ «Дня святого Валентина» так активно ворвался в массовое сознание — сначала западного обывателя, а затем и российского?
Здесь две причины.
Первая – чисто экономическая. В период после окончания Второй мировой войны и до гибели СССР, ведущие капиталистические страны испытывали острый экономический кризис. В это время западные корпорации, чей бизнес был связан с торговлей подарками и поздравительными открытками, задумались, как избавиться от традиционного февральского спада продаж. Рождество уже прошло, а до остальных праздников ещё долго. Тут-то и пригодился полузабытый «Валентинов день». Так за пару десятилетий из почти никому неизвестного «святого Валентина» выросла целая индустрия Valentine’s Day.
* * * * *
Та же самая история, кстати, с ещё одним «гостем с Запада» — Санта-Клаусом (Santa Claus) — сказочным персонажем, который в Европе, США и Канаде дарит детям подарки на Рождество, отмечающееся в этих странах за неделю до Нового года – 25 декабря.
Корни Санта-Клауса, как и «Святого Валентина», тоже растут из христианской религии, его прообразом является святой Николай Чудотворец. Современный же облик этого дарителя рождественских подарков сложился только в 30-е годы прошлого века и тоже благодаря… коммерческой рекламе.
В 1931 году американская компания «Кока-кола», собиравшая наибольшую прибыль в летнюю жару, запустила специальную рекламную кампанию с целью увеличения продаж прохладительных напитков и в зимнее время. Именно так появился этот весёлый старичок, больше похожий уже не на христианского святого, а на торговца лимонадом.
Так что в обоих случаях: ничего личного, просто бизнес…
* * * * *
Вернемся, однако, ко «Дню Святого Валентина».
Вторая причина его навязанной обывателям популярности – чисто политическая. «День всех влюблённых» — вещь универсальная, подходящая и к юным подросткам, и к семейным парам, и к людям нетрадиционной ориентации. Причём как в странах Запада, так и в постсоветской России.
Главное здесь – «разбить» общество и входящие в него классы на маленькие «ячейки»: личные, семейные, родственные и т.п. Чтобы обезопасить правящий класс от организованного протеста масс, недовольных, например, повышением пенсионного возраста.
На это же, кстати, нацелены и другие средства из арсенала современной классовой борьбы – сериалы про богатых бездельников, глупые телешоу, тупая реклама, навязывание культа бездумного потребительства, негатива по отношению к людям другой национальности, уровня доходов, вероисповедания, образа жизни и многое другое.
Пусть дарят друг другу «валентинки», лишь бы не задавали лишних вопросов.
М. Сметанин