КОМИССАР «АВРОРЫ» ИЗ ИВАНОВСКОЙ ГЛУБИНКИ

В субботу 7 ноября исполняется 103 года событиям Великой Октябрьской социалистической революции.

Как известно, главные из них разворачивались 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 года в тогдашней российской столице – Петрограде (затем Ленинград, сейчас – Санкт-Петербург). Кульминационным моментом тех событий был штурм Зимнего дворца, а сигналом к его началу, как было написано в каждом советском учебнике истории, стал выстрел носового орудия крейсера «Автора», стоявшего на Неве.

Однако с чьим конкретно именем связан этот выстрел, ставший символом начала новой исторической эпохи, знают немногие.

А, между тем, оно известно. Это – комиссар «Авроры», матрос-большевик, наш с вами земляк Александр Белышев.

* * * * *

Александр Викторович Белышев (на фото вверху – во втором ряду крайний справа) родился 25 июля (6 августа) 1893 года в деревне Клетнево Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области) в крестьянской семье.

После окончания церковно-приходской школы Александр поступил во Владимирское ремесленное училище, которое успешно окончил, получив специальность машинно-сборочного подмастерья. Затем недолго работал слесарем на текстильной фабрике в Нерехте.

* * * * *

Летом 1913 года Белышева призвали на флот, к чему он очень стремился. В Центральном государственном архиве ВМФ Санкт-Петербурга хранится прошение Александра Белышева о зачислении при призыве на флот. В этом прошении Шуйскому по воинским делам присутствию 24 июля 1913 года он просил «зачислить в призывные списки за 1913 год в избранный мною род войск во флот».

Как знакомого с механизмами  и слесарным делом, его направили в машинную школу в Кронштадт. Специальность флотского машиниста давалась Белышеву легко. Он не только сам успешно усваивал программу, но и помогал своим товарищам. После экзаменов его в качестве машиниста направили для прохождения службы на крейсер «Аврора».

* * * * *

В феврале 1917 года матросы «Авроры» одними из первых на Балтийском флоте  подняли на мачте красный флаг. А 1 марта, в соответствии с приказом №1 Петроградского Совета, первым на Балтике на крейсере «Аврора» был избран судовой комитет.

В марте 1917 года А.В. Белышев вступил в РСДРП, был избран представителем от крейсера в Центробалте.

Нашему земляку вместе с другими матросами довелось встречать В.И. Ленина 3 апреля 1917 года в Петрограде у Финляндского вокзала. Матросы «Авроры» стояли недалеко от фасада вокзала и очень хорошо  слышали короткую, но яркую речь Ильича, произнесенную им с броневика, и особенно последние слова: «Да здравствует социалистическая революция!».

В начале сентября команда провела перевыборы судового комитета. В его состав были избраны, в основном, большевики. Председателем стал Александр Белышев, машинист первой статьи.

* * * * *

24 октября на «Аврору» прибыл посыльный из Смольного с просьбой к  председателю судового комитета Белышеву и его члену Лукичеву явиться к Я.М. Свердлову. На третьем этаже Смольного матросы сдали винтовки и вошли в кабинет к будущему председателю ВЦИК.  «Товарищи моряки, – обратился к ним Свердлов, – Военно-революционный комитет и его партийный центр уполномочили меня назначить комиссара «Авроры». Я думаю, что кандидатура товарища Белышева будет подходящей». В этот же день Военно-революционный комитет назначил Белышева комиссаром «Авроры», в команде которой из 500 человек к тому времени было 42 большевика.

Выполняя приказ Военно-революционного комитета, крейсер «Аврора» в ночь на 25 октября снялся со швартовых и в 3-30 утра встал на Неве, ниже Николаевского моста.

* * * * *

Этому маневру предшествовал конфликт Белышева с капитаном «Авроры» лейтенантом Эриксоном. Белышев пришел в его каюту и предложил вести крейсер к мосту. Эриксон отказался, ссылаясь на неглубокий фарватер и опасение сесть на мель. Уговоры Белышева не помогли. Александр развернулся и пошел в кают-компанию к офицерам, но и те отказались вести корабль.

Тогда комиссар вызвал надежных матросов и поставил их у дверей кают-компании, а офицерам запретил выходить на палубу. Матросы спустили шлюпку и в течение двух часов сами измерили фарватер, после чего пришли к заключению – «Аврора» сможет дойти до Николаевского моста. Белышев поднялся на капитанский мостик крейсера. Непосредственно же команду на залп из носового 152-миллиметрового орудия выполнил комендор Е. Огнев.

* * * * *

Последние напряженные минуты перед историческим залпом хорошо описаны в книге Г. Бартева и В. Мясникова «Балтийские зори»:

«Наконец с Петропавловки взвилась сигнальная ракета. Это было в 21 час 40 минут. «Носовое орудие, огонь!», – командует комиссар «Авроры». Огромная вспышка. Эхо выстрела «Авроры» разнеслось над Невой и докатилось до Дворцовой площади, сливаясь с ружейными залпами, пулеметным рокотом и протяжным «Ура!». Как известно, этот выстрел был произведен холостым зарядом как условный сигнал к началу штурма последнего оплота отжившего свой век капитализма».

По другим данным — очевидца этих событий американского писателя Джона Рида, выстрелы (а не один выстрел) с крейсера не были холостыми. В своей книге «Десять дней, которые потрясли мир» Рид пишет:

«Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры». Других повреждений бомбардировка не причинила».

* * * * *

После окончания службы Александр Викторович Белышев жил в Петрограде. Потом вернулся на родину и работал слесарем-механиком на 2-м Государственном авторемонтном заводе в городе Родники. Избирался председателем Иваново-Вознесенского губернского отдела профсоюза транспортных рабочих. С января по декабрь 1922 года был управляющим губернского транспортного отдела.

В сентябре 1923 года вновь переехал в Петроград. Работал на телефонном заводе «Красная заря», где его избрали членом бюро партийной организации и председателем заводского комитета профсоюза. В 1929-1931 годах был заместителем директора центральной лаборатории проводной связи. В 1935 году окончил Ленинградскую промакадемию и стал главным механиком  завода «Ленэнерго». В годы Великой Отечественной войны принимал участие в обеспечении деятельности «Дороги жизни», снабжении Ленинграда топливом.

Был награждён двумя Орденами Ленина и Орденом Октябрьской Революции.

* * * * *

Александр Викторович Белышев скончался 29 августа 1974 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

В настоящее время его именем названа улица в Санкт-Петербурге. В корабельном музее крейсера «Аврора» установлен бронзовый бюст А.В. Белышева.

С. Каргапольцев

М. Сметанин