ЛИШЬ БОРЬБА ДАЁТ ПРАВА

125 лет тому назад — 2 (14) июня 1897 года в России произошло очень важное историческое событие. Императором Николаем II был подписан закон, впервые ограничивавший рабочий день в «заведениях фабрично-заводской промышленности» в 11,5 часов, а в ночное время или перед праздниками — 10 часами.

Почему же этот закон был принят?

До отмены в 1861 году крепостного права такой вопрос в Российской империи особо не поднимался, так как в этом просто не было необходимости. Работающих по найму граждан тогда было мало, и государство в такие вопросы, как продолжительность рабочего времени и условия труда старалось не вмешиваться.

Затем, уже во второй половине XIX века, в России началось бурное развитие промышленности, строительство железных дорог и т.п., что привело к многократному увеличению «армии» наёмных рабочих. На протяжении последующих десятков лет царское правительство продолжало прежнюю политику невмешательства в «рабочий вопрос», а, между тем, эксплуатация трудовых коллективов на заводах, фабриках и в прочих частных заведениях доходила до ужасающих размеров. Люди, в том числе и дети, работали по 12-16 часов, практически без перерывов, выходных и отпусков.

Надо понимать, что Николай II решил сократить рабочие смены не по природной доброте и человеколюбию, а из-за того, что к этому времени по стране прокатилась мощная волна забастовок и стихийных рабочих волнений. Середина 1890-х годов ознаменовалась в России подъемом стачечной борьбы фабрично-заводского пролетариата. Одним из примеров такой борьбы стала забастовка текстильщиков Санкт-Петербурга в мае-июне 1896 года, в которой приняли участие свыше 30 тысяч рабочих. Главными требованиями забастовщиков были сокращение рабочего дня, своевременная выплата зарплаты, повышение расценок и т.д.

Стремясь сбить этот накал стачечной борьбы, власть и пошла на уступки. 

Как уже сказано, закон ограничил рабочий день на фабриках и заводах до 11,5 часов, в ночные смены или в предпраздничные дни – до 10 часов. Также впервые были введены 14 обязательных праздничных дней (13 по православному календарю и Новый год), и установлена шестидневная рабочая неделя. Законодательно было закреплено, что для православных выходными днями являются все воскресенья, для «иноверцев» — другие дни недели.

Но, в то же время, закон от 2 (14) июня 1897 года имел ограниченный характер. Он распространялся только на постоянных промышленных рабочих, составлявших около 20% всех пролетариев, работавших по найму на фабриках, заводах и предприятиях горной промышленности с числом работающих свыше 20 человек. Предприятия, имевшие менее 20 рабочих, или больше, но нанимавшие людей временно, на определённый срок, могли этот николаевский закон не соблюдать. Кроме того, уже после издания закона царское правительство рядом дополнительных правил, инструкций и разъяснений ослабило его действие.

Однако борьба рабочих за свои права продолжалась, и в начале ХХ века, накануне и в ходе революции 1905-1907 г.г. на части предприятиях России, в том числе на иваново-вознесенских, родниковских и вичугских фабриках, рабочий день был сокращён до 9-10 часов.

Одним из мощных «стимулов» для этого стала известная 70-тысячная общегородская забастовка в Иваново-Вознесенске, которая началась 12 (25) мая 1905 года, и продолжалась 72 дня, и в ходе которой был создан первый в России Совет рабочих депутатов.

После этого ключевым требованием российского рабочего движения стало установление 8-часового рабочего дня.

Ещё в 1866 году К. Маркс и Ф. Энгельс, выступая на конгрессе Международного товарищества трудящихся, впервые призвали к введению 8-часового рабочего дня. Однако в XIX и в начале ХХ века эта цель ещё не была достигнута. Примеры введения 8-часовых смен в отдельных компаниях (например, на немецком заводе Цейса и на американском Форда) были лишь исключениями из общего правила. Решить данный вопрос на законодательном уровне на всей территории целой страны, и для всех категорий наёмных работников смогла только советская власть.

* * * * *

29 октября (11 ноября) 1917 года декретом Совета народных комиссаров под председательством В.И. Ленина в России был установлен 8-часовой рабочий день и введена 48-часовая рабочая неделя с одним выходным днем. Предусматривалось сокращенное рабочее время на вредных для здоровья производствах, запреты на ночные смены для детей до 16 лет, на сверхурочные работы для несовершеннолетних и принятие на работу детей до 14 лет.

С начала 1929 года рабочий день был сокращён ещё на один час и составил 7 часов при 42-часовой рабочей неделе с одним выходным.

Затем в августе этого же года в стране была введена пятидневная рабочая неделя с одним выходным днем (четыре рабочих дня подряд, пятый — выходной), которая просуществовала недолго.

И уже в 1931 году в СССР был введён пятидневный «рабочий цикл» (так называемая «рабочая пятидневка» при шестом выходном дне). Рабочее время в неделю при таком раскладе составляло 41 час.

Также стоит напомнить, что 13 марта 1930 года в СССР закрылась последняя биржа труда, после чего Советский Союз стал первой в мире страной, ликвидировавшей безработицу.

Затем в 1940 году, в связи с напряженной международной обстановкой накануне Великой Отечественной войны, советская власть была вынуждена вернуться к 8-часовому рабочему дню при семидневной рабочей неделе продолжительностью 48 рабочих часов, то есть к положению 1917-1928 г.г.

Однако на практике в самые тяжёлые военные годы (1941-1943) фактически повсеместно рабочие смены составляли по 12 часов, были введены обязательные сверхурочные работы, до конца войны отменены отпуска и выходные (существовали только так называемые «перемены смен», когда время отдыха образовывалось из-за перехода с одной смены на другую).

После войны трудовое законодательство было возвращено к ситуации 1940 года, а затем, в 1956 году рабочий день в СССР был вновь сокращен до 7 часов при 6-дневной рабочей неделе, а рабочая неделя — до 42 часов (как в 1929 году).

В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, был осуществлён переход на пятидневную 42-часовую рабочую неделю с двумя выходными днями. При этом рабочие часы свыше 40 складывались в дополнительный рабочий день — «чёрную субботу».

В 1972 году была установлена 41-часовая рабочая неделя, и «чёрные субботы» стали реже – примерно один раз в 2 месяца.

* * * * *

Однако планы у руководства СССР были ещё более радикальными. В 1952 году И.В. Сталин писал: «Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день, по крайней мере, до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления».

Однако на практике последующее руководство СССР до реализации этих планов так и не дошло.

* * * * *

В настоящее время в Трудовом кодексе РФ, в статье 91 записано, что «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю».

Но это вовсе необязательно 8 часов в день. Это вполне может быть и четыре дня по 10 часов, и, например, три по 13.

Осенью 2019 года тогдашний премьер-министр РФ Медведев вдруг заговорил о «четырехдневной рабочей неделе», и вскоре после этого, перед своей отставкой, подписал постановление о прекращении действия с февраля 2020 года более 3 700 правовых актов СССР и РСФСР, в том числе и ленинского декрета 1917 года о 8-часовом рабочем дне.

Теперь у класса буржуазии развязаны руки, и при наличии достаточно большой «резервной армии» безработных, что может появиться в результате дальнейшего усиления кризиса в экономике, продолжительность рабочего дня вполне может вернуться к положению второй половины XIX века.

Хотя на практике уже сейчас низкие зарплаты, переработки, произвол работодателей и частое отсутствие официального трудоустройства сводят на нет остатки «бумажных» прав трудящихся, и 12-13-часовые смены – теперь не редкость.

* * * * *

Однако необходимо помнить, что десятки лет тому назад не что-нибудь, а именно достижения трудового законодательства в СССР (вместе с ликвидацией безработицы и другими успехами социалистического строительства) вынудили капиталистов многих стран мира пойти на уступки своим трудящимся.

Оглядываясь на Советскую Россию, 8-часовой рабочий день был установлен в Мексике в конце 1917 года, в Германии – в 1918 году, во Франции в 1936-м, в США – в 1937-м, в Японии – в 1947-м. Показательно, что раньше всего это было сделано не в самых богатых капстранах, а там, где рабочий класс более активно боролся за свои права.

Так что сегодня, как и сто с лишним лет назад, главное остаётся неизменным: положение класса наёмных трудящихся, в конечном счете, зависит от степени его организованности и готовности бороться за свои интересы.

Лишь борьба даёт права.

М. Сметанин