НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ДЕПУТАТЫ-БОЛЬШЕВИКИ В ЦАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

110 лет тому назад, в 1913 году, в IV Государственной Думе Российской империи была создана фракция депутатов-большевиков, деятельность которой вошла в историю как яркий пример исторического эпизода парламентской борьбы революционеров против прогнившего эксплуататорского строя.

* * * * *

Как известно, до начала ХХ века в Российской империи безраздельно господствовало ничем не ограниченное царское самодержавие, при котором вся государственная власть замыкалась на одном человеке.

Затем в 1905 году, в ходе Первой русской революции, под давлением волны общероссийских рабочих забастовок, крестьянских волнений и восстаний в армии и на флоте, Николай II был вынужден «даровать» населению страны свой «манифест 17 октября», установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

Так в России появилось какое-то подобие буржуазного парламента, которое за неполные 11 лет своего существования пережило четыре созыва:

— I Дума – май-июль 1906 года;

— II Дума – февраль-июнь 1907 года;

— III Дума – ноябрь 1907 – июнь 1912 года – единственная Дума, которая отработала полный пятилетний срок;

— IV Дума – ноябрь 1912 – февраль 1917 года. Работа этого последнего созыва была прервана Февральской революцией.

* * * * *

Когда мы говорим о деятельности партии большевиков до 1917 года, необходимо помнить, что, и фактически (до 1912 года), и формально (вплоть до марта 1918-го) такой партии как отдельной, полностью самостоятельной политической структуры тогда не было.

Большевики во главе с В.И. Лениным находились в составе созданной в 1903 году Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), в качестве её левого революционного крыла – фактически фракции. И, с точки зрения своих главных оппонентов – меньшевиков – занимались, как бы сейчас выразились, «расколом» и «антипартийной деятельностью».

Поэтому есть большая разница в том, кого считать, в современной терминологии, «депутатами-коммунистами» в царской Думе. Формально – это вся фракция РСДРП, фактически – только депутаты-большевики.

Их в составе Думы с 1907 по 1914 год было всего 23 человека (из 108), из которых шесть – наши с вами земляки.

* * * * *

Накануне выборов в I Думу перед большевиками встал вопрос: бойкот или участие?

В целом РСДРП на своём IV съезде в апреле 1906 года высказалась за участие в выборах, левое же крыло большевиков-ленинцев решило их бойкотировать. Такая тактика определялась надеждой большевиков на очередной подъём революции. В.И. Ленин тогда писал: «либо мы должны признать демократическую революцию оконченной, снять с очереди вопрос о восстании и стать на «конституционный» путь. Либо мы признаем демократическую революцию продолжающейся, ставим на первый план задачу завершения ее… Дума не парламент, а уловка самодержавия. Мы должны сорвать эту уловку, отвергая всякое участие в выборах».

* * * * *

Однако затем революция пошла на спад, и в выборах уже во II Госдуму большевики участие приняли. В её состав их было избрано 13 человек. Но и эта Дума проработала ненамного дольше первой, всего 4 месяца, и также была досрочно распущена царём. Входящие в состав фракции РСДРП большевики были арестованы, и, по обвинению в подготовке к «ниспровержению государственного строя», репрессированы.

III Дума, как уже сказано, была единственной, что отработала полный срок. Большевиков в ней было всего 4 человека.

И, наконец, самой яркой своей деятельностью отличилась большевистская группа в составе IV Госдумы, которая в 1913 году, по предложению В.И. Ленина, оформилась в самостоятельную фракцию из 6 человек.

В июле 1914 года депутаты-большевики осудили вступление России в I мировую войну, что послужило причиной развёртывания в отношении их царских репрессий. В ноябре 1914 года депутаты фракции были арестованы, а в феврале 1915-го лишены депутатских полномочий и сосланы в Сибирь, откуда возвратились только после Февральской революции.

* * * * *

Чем же занимались большевики в царской Думе?

Главная цель – это использование думской трибуны как средства агитации и пропаганды, в первую очередь, перед многочисленным, но тёмным и колеблющимся крестьянским «болотом» в думе. В условиях начала ХХ века, когда не было ни телевидения, ни интернета, а подавляющую часть населения России составляли не читающие газет неграмотные и полуграмотные крестьяне – естественные союзники городского пролетариата в будущей социалистической революции – использование трибуны в Думе было весьма эффективным средством агитации и пропаганды.

Составляющие значительный процент в Думе депутаты-«трудовики», то есть крестьяне, по окончанию заседаний разъезжались по всей России, разнося посредством «сарафанного радио» большевистские идеи и лозунги.

По словам В.И. Ленина, в новых условиях, когда революция пошла на спад, и наступает реакция, «на первый план должна быть выдвинута критическая, пропагандистская, агитационная и организационная роль с.-д. думской фракции, как одной из наших партийных организаций. Именно этим, а не непосредственно «законодательным» целям должны служить и законопроекты, вносимые с.-д. думской фракцией, в особенности по таким вопросам, как улучшение жизненных условий и обеспечение свободы классовой борьбы пролетариата, ниспровержение крепостнического помещичьего гнета в деревне, помощь голодающим крестьянам, борьба с безработицей, избавление матросов и солдат от казарменной каторги и т.д.».

В сжатом виде подход большевиков к «внутридумской» тактике наиболее четко был сформулирован в большевистском проекте резолюции к V съезду РСДРП в 1907 году: «центральными лозунгами, которые должны объединять выступления с.-д. фракции, направлять характер ее работ, сосредоточивать на главных пунктах все частные требования и преобразования, должны быть следующие три лозунга: 1) демократическая республика; 2) 8-часовой рабочий день; 3) конфискация всей помещичьей земли в пользу крестьян».

* * * * *

В трёх составах царской Госдумы было шесть депутатов-большевиков – наших земляков, избранных от населения Владимирской и Костромской губерний, территории которых ныне входят в состав Ивановской области.

Вот их имена.

 

Воронин Семён Александрович (1880-1915) – большевик, рабочий, депутат III Госдумы от Владимирской губернии. Родился в деревне Голчаново Шуйского уезда, жил и работал в Шуе и Иваново-Вознесенске. 

 

 

 

Жиделёв Николай Андреевич (1880-1950) — большевик, рабочий, депутат II Госдумы от Владимирской губернии. Родился в деревне Логиново Шуйского уезда (сейчас Тейковский район Ивановской области). Депутат Первого Совета в Иваново-Вознесенске. С 1920 года зампредседателя Иваново-Вознесенского губисполкома и председатель губернского ревтрибунала. С 1921 года работал в управлении делами Совета Народных Комиссаров РСФСР, затем управделами ВЦИК. В Иванове его именем названы улица и фабрика (ныне АО «НИМ»).

 

 

Калинин Алексей Васильевич (1882-) — большевик, рабочий, депутат II Госдумы от Костромской губернии. Родился в деревне Орехово Филисовской волости Юрьевецкого уезда (ныне Родниковский район Ивановской области). После разгона Думы арестован, приговорён к ссылке в Сибирь. Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.

 

 

Самойлов Фёдор Никитич (1882-1952) – большевик, рабочий, депутат IV Госдумы от Владимирской губернии. Родился в селе Гомиленки Владимирской губернии (ныне Лежневский район Ивановской области). В 1922-1928 г.г. заместитель заведующего Истпартом ЦК партии. В 1932-1935 зампредседателя Всесоюзного общества старых большевиков. В 1937-1941 г.г. директор Государственного музея Революции. Его именем названы комбинат, ныне ОАО «Самойловский текстиль», и одна из улиц города Иваново.

 

 

Сурков Пётр Ильич (1876-1946) — большевик, рабочий, депутат III Госдумы от Костромской губернии. Родился в деревне Кутилово (ныне Родниковского района Ивановской области). После революции работал в Рабоче-крестьянской инспекции, на московских предприятиях.

 

 

 

Шагов Николай Романович (1882-1918) — большевик, рабочий, депутат IV Госдумы от Костромской губернии. Родился в деревне Клинцево (ныне Родниковского района Ивановской области). Именем Шагова названы микрорайон в Родниках, фабрика, улица и клуб в Вичуге, проезд и одна из центральных улиц в Костроме, а также улицы в Кинешме и Нерехте.

* * * * *

Любопытно, что все депутаты-большевики – исключительно рабочие, и средний возраст их, на момент избрания в думу, составлял всего 28 лет.

М. Сметанин