НА АВТОБУСЕ – БЕЗ ОСТАНОВОК, или КОМУ ВЫГОДНО ВСЁ УСЛОЖНЯТЬ?

Жители Вичугского района стали уже забывать, как ненадёжно работал в своё время пригородный транспорт, принадлежащий осколку Вичугского ПАТП — ООО «Сельский автобус». Рейсы отменялись, автобусы то и дело ломались. И каждая поездка в райцентр была настоящей проблемой: то уехать в Вичугу было не на чем, то неизвестно, как вернуться обратно. И все были рады, когда на место неповоротливого и капризного «Сельского автобуса» пришёл частник.

К хорошему быстро привыкается. Вот уже почти пять лет автобусы ходят строго по расписанию. Но и без ложки дёгтя не обошлось.

Прошлой осенью водители пригородных маршрутов вдруг перестали подсаживать пассажиров возле городского рынка, у почтового отделения на ул. Урицкого, напротив бывшей школы №7. На вопросы разгневанных жителей деревень водители отвечали, что останавливаться в «неположенных местах» им строго-настрого запрещено. Что на городской территории для пригородного транспорта есть только одна посадочная площадка – на автовокзале.

И с той поры, продав на рынке молоко, овощи, затарив огромные сумки необходимыми продуктами и хозяйственными товарами, селяне тащатся на автовокзал. Учащимся колледжа и городских школ, для которых не предусмотрен школьный автобус, приходится отпрашиваться с последних уроков, чтобы не опоздать на свой рейс. Работающие в городе жители деревень тоже делают изрядный крюк до автостанции.

«Жизнь и без того сложная: кризис, цены растут, зарплаты падают, и в мире неспокойно… Зачем дополнительные проблемы создавать?», — недоумевают люди.

Самые активные жалуются во все инстанции: «Наверное, в высоких чиновничьих кабинетах даже не представляют, как мы тут живём. На селе работы нет никакой, да и в городе не очень-то сейчас устроишься. Наши дети ежедневно ездят за знаниями за десятки километров. Магазины в сельской местности наперечёт, автолавка приезжает не каждый день, да и выбор там невелик, а цены выше, чем в городских магазинах. Приедешь в город – не знаешь куда бежать: и в больницу бы успеть, и документы нужные оформить, и в магазин надо. Тут каждая минута дорога! А теперь надо всё бросать и бегом на автовокзал, успеть бы на свой автобус, чтобы вернуться домой».

В результате долгих переговоров районной и сельских администраций с перевозчиком, он согласился вернуть селянам хотя бы две привычные остановки: напротив школы №7 и на ул. Урицкого. Правда, последняя переместилась от почтового отделения на край города в сторону Сошников, что малоудобно для жителей этой деревни, и совершенно бесполезно для обитателей Семёновской и Зарубинской территорий.

Об истинных причинах ликвидации «тарифных остановок» на городской территории можно только догадываться. Разговоры об антитеррористической угрозе, из-за которой, якобы, и было принято это непопулярное решение, людям кажутся смешными: «Разве у нас на автостанции кто-то проверяет пассажиров? Даже рамки металлоискателя нет, как в Иванове. И разве злоумышленник не может сесть в автобус в какой-нибудь деревне? Да наши деревенские лучше любого оперативника вычислят чужака!» Так что, вряд ли это требование правоохранительных органов.

Законопослушному автоперевозчику отмена «тарифных остановок» невыгодна, т.к. он теряет пассажиров. Водители автобусов, скрепя сердце, проезжают мимо тех, кто с радостью заплатил бы за билет, увеличив выручку и размер их заработной платы.

Люди рассказывают, что теперь им приходится группироваться и нанимать машину для поездки в город и обратно. Или ловить попутку. Те, кто живёт не очень далеко от райцентра, ждут весну и держат наготове велосипеды, копят на скутеры.

Решение вопросов о пассажирских перевозках на территории региона – это компетенция Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. В недрах именно этого ведомства принимаются решения, чьи автобусы будут перевозить пассажиров и на каких условиях.

Получается, что принимая непопулярное решение о ликвидации «тарифных остановок», департамент не думал ни о пассажирах, ни о перевозчиках. Тогда о ком? Может быть, он заботился об интересах АО «Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций», к которому относится и Вичугская автостанция? Говорят, что от продажи автобусных билетов автостанции получают хороший процент.

Именно на этой почве год назад вызрел конфликт в Каменке, когда точно так же водителям запретили забирать пассажиров от аптеки. А жителям посёлка предложили с утречка пораньше бежать к автостанции, чтобы обилетиться. Люди не согласились и после непростой переписки с транспортным департаментом, отстояли своё право садиться в автобус там, где им удобно.

Ещё одно обстоятельство усложняет решение проблемы: остановки находятся на территории одного муниципалитета — городского округа Вичуга, а нуждается в них население сопредельного «княжества» – Вичугского района. У городской власти и своих проблем полно, а у районной — нет возможности хозяйничать в чужом владении.

Хотя тратить бюджетные деньги и не требуется. Разрешение на остановку пригородных автобусов возле городских остановочных павильонов не стоит ни рубля. Тем более что, возвращаясь на автовокзал с маршрутов, они «кланяются» почти каждому городскому столбу и высаживают пассажиров там, где они попросят.

За интересы жителей деревень Сошниковского и Октябрьского сельских поселений, которые больше всего пострадали от ликвидации остановок, горой стоят администрации поселений и Вичугского района. Пока департамент на попятную не идёт, а лишь предлагает «изучить пассажиропоток» и реальную потребность населения в запрещённых остановках.

А люди знают единственный способ, как это сделать – писать письма во все инстанции и собирать подписи под своими петициями.

По информации vichuganews.ru, одна из таких петиций в область уже отправлена, и ответ на неё должен поступить сразу после 23 февраля.

Мы будем держать данную ситуацию на контроле, и вернёмся к ней при поступлении свежей информации на «безостановочную» тему.