ПРАВИЛЬНО ЛИ В РОССИИ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО?

Вот уже много десятилетий, ещё в середины 30-х годов прошлого века, Новый год в нашей стране – поистине всенародный праздник.

А за ним, как известно, идёт ещё один, отмечаемый теперь далеко не всеми, но всё же значительный по своей распространённости праздник Рождества Христова. Отмечается он в России 7 января.

Хотя, включив телевизор, каждый из нас узнаёт, что, например, в Европе Рождество уже отметили 25 декабря, то есть ещё до Нового года.

Почему же так сложилось, что в России этот праздник находится в календаре на целых две недели позже его зарубежного аналога? Может быть, мы что-то празднуем не так, неправильно? Или существуют «два Рождества»?

* * * * *

В истории христианской церкви первые сообщения о появлении праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века нашей эры. По одной из версий, это было вызвано стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, отмечаемый как раз 25 декабря.

На территории так называемой Киевской Руси праздник Рождества стал официальным торжеством после крещения местных жителей князем Владимиром в конце X века. Отмечался он тогда 25 декабря, а после него шёл Васильев день (1 января), хотя Новый год в те времена праздновался гораздо позже – 1 марта.

Потом новогодний праздник на Руси «переехал» на 1 сентября (1492 год), а затем 20 декабря 1699 года Пётр I издал указ «О праздновании Нового года», который предписывал производить исчисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а «новолетие» начинать с 1 января, как во многих европейских странах.

Теперь всё как бы встало на свои места, и после празднования Рождества (25 декабря) наступали весёлые святки, в ходе которых отмечался Новый год (1 января).

* * * * *

Затем 105 лет тому назад, уже в советской России был произведён переход с древнего юлианского на современный григорианский календарь, по которому тогда жило большинство стран мира.

Согласно декрету Совета народных комиссаров «О введении в Российской республике западно-европейского календаря», подписанному В.И. Лениным 26 января (по старому стилю) 1918 года, после 31 января этого года сразу следовало 14 февраля (переход на так называемый новый стиль).

В декрете, в частности, говорилось:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.

2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней».

* * * * *

На этом месте нужно остановиться особо. Если бы в момент перехода РСФСР со старого юлианского на новый, григорианский календарь ничего не произошло, то мы бы сейчас отмечали Рождество Христово так же, как и до революции – то есть 25 декабря. И всё бы было логично и закономерно.

Однако – произошло. Русская православная церковь категорически отказалась переходить на новый, «большевистский» календарь. По официальной версии, из-за «канонических противоречий» с западным христианством, а фактически – просто назло новой власти.

Всё это объяснялось вполне материальными причинами: буквально за шесть дней до «календарной реформы» — 20 января (по старому стилю) 1918 года В.И. Ленин и все наркомы СНК (включая не только большевиков, но и представителей партии левых эсеров) подписали ещё  один декрет — «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Главными пунктами этого декрета, на корню подрубающими экономические основы церкви, были следующие:

«8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений,

  1. Школа отделяется от церкви.

…10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

…12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

  1. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».

Ну как тут не обидеться на какой-то там календарь, когда речь идёт о потере веками складывавшегося бизнеса?

* * * * *

Возвращаясь собственно к празднику Рождества, важно понять, что из-за «непримиримой» позиции Русской православной церкви, оно «переместилось» с 25 декабря на 7 января.

И так получилось, что отказ РПЦ переходить на новый календарь создал путаницу с празднованием Рождества. В результате, в 1918 году празднования Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

После этого сложилась странная ситуация (которая продолжается и по сей день), когда Рождество в России празднуют на две недели позже большинства христианских стран мира, а Новый год отмечается в период рождественского поста, во время которого пить спиртное, объедаться и шумно веселиться, по церковным канонам, категорически запрещено.

* * * * *

И ещё немного о советской и постсоветской истории рождественского праздника.

После революции 1917 года все религиозные праздники, включая Рождество, постепенно теряли своё общественное значение. Однако до 1929 года они ещё были помечены в календарях либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Причём рождественские дни в календарях 1919-1923 годов были отмечены 7 и 8 января, а 1924-1929 г.г. — 25 и 26 декабря.

С 1929 года в СССР было запрещено отмечать все религиозные праздники, в том числе и Рождество. В постановлении СНК СССР от 24 сентября 1929 года «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» было сказано: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».

Однако в 1935 году бывшие рождественские традиции были вновь возвращены, но уже как часть советского празднования Нового года (1 января), полностью освобождённого от религии и церкви.

С тех пор старорежимная рождественская ёлка, с лёгкой руки нашего земляка-ивановца, тогда кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышева, стала советской новогодней. Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в Колонном зале Дома Союзов в Москве была установлена «главная ёлка страны», а в качестве спутницы и «внучки» Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже никак не связанный с праздником Рождества.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена только в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее этот праздник нерабочим днём. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул».

* * * * *

Подведём итоги.

Праздников Рождества Христова в настоящее время — не два, а один, просто он отмечается в разное время: в России (а также в Грузии, Сербии и ещё в нескольких «поместных церквях») эта дата приходится на 7 января, а во всём остальном христианском мире – на 25 декабря. 

И последнее: правильно ли всё-таки в России отмечают Рождество?

Как сказать. С позиции РПЦ – правильно, а с точки зрения здравого смысла – вряд ли…

М. Сметанин