ПЁТР I, ПУТИН И «ОКНО В ЕВРОПУ»

Исполнилось 300 лет с момента подписания (30 августа (10 сентября) 1721 года) Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией, завершившего длительную и кровопролитную Северную войну, продолжавшуюся 21 год (1700-1721).

Значение этого события для петровской России было огромным — договор изменил русско-шведскую границу, закреплённую за сто лет до этого, в 1617 году, по его итогам к нашей стране были присоединены Лифляндия, Эстляндия и Ингерманландия (практически территория нынешних Эстонии, Латвии и части Ленинградской области), а также часть Карелии.

Однако главным достижением России в результате Северной войны стало получение свободного выхода к Балтийскому морю, что способствовало значительному оживлению торговли с самыми развитыми странами того времени, развитию военного и гражданского флота, укреплению обороноспособности и международного положения страны.

Таким образом, Ништадтский мир окончательно открыл России «окно в Европу», выдвинув её в число самых могущественных и передовых держав мира первой половины XVIII столетия.

Вскоре после войны, 22 октября (2 ноября) 1721 года, «на волне» победы, Россия была провозглашена империей, а Пётр I, «по прошению сенаторов», принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

* * * * *

Однако с тех пор, как уже сказано, прошло три века, и столь давнюю историю своей страны теперь плохо знает не только «поколение ЕГЭ», но, как оказывается, даже руководство современной России.

 Больше того, мало бы кто, наверное, вспомнил сегодня о какой-то там стародавней Северной войне, если бы о ней на днях не упомянул сам президент РФ Путин.

По всем соцсетям и большинству СМИ уже несколько дней гуляет информация о том, как 1 сентября глава государства проводил «открытый урок» во Владивостоке, на который почему-то свезли школьников со всей страны.

И вот на этом учебно-политическом шоу Путин, говоря об истории России, назвал проводимую Петром I войну со Швецией «Семилетней». «Чего Петр I учинил Семилетнюю войну? Чего он со шведами-то воевал?», — сказал при всех президент.

Наша справка: Северная война, как уже сказано, длилась с 1700 по 1721 год, в ней участвовали Россия и Швеция, а также ещё ряд европейских стран. Семилетняя война продолжалась с 1756 по 1763 год, в неё были втянуты практически все державы того времени. Россия в этой войне играла далеко не главную роль и никаких плюсов по её итогам не имела. 

И вот на этом самом «открытом уроке», сразу же после завершения выступления главы государства, слово взял ученик воркутинской гимназии №35 Никанор Толстых: «Не сочтите за мою как бы… в общем, это называлось не Семилетняя война, а просто Северная война. Раз урок истории, я хочу ребятам быстро рассказать, что Северная война длилась с 1700 года по 1721-й».

В ответ президент поблагодарил школьника «за поправочку» и продолжил лекцию. Однако вскоре после этого директор гимназии, где учится ребенок-правдоруб, по фамилии Рябцева, назвала его поступок «наглостью».

* * * * *

Но на этом история не закончилась.

Через день, 3 сентября, Путин принял участие в заседании Восточного экономического форума, и, отвечая на вопрос по поводу школьника из Воркуты, вновь коснулся Северной войны и в нескольких предложениях допустил, как минимум пять исторических ошибок.

«Что касается Семилетней войны или там Двадцатилетней, началась она вообще-то в 1700 году, после того, как Петр I присоединился к союзу стран, организованному в том числе Фридрихом II, саксонско-польским королем… Полтавская битва произошла, если мне  память не изменяет, поздней осенью 1709 года. А это был водораздел, после которого покатилось в сторону и в пользу России. Поэтому это было не семь лет, а восемь с половиной, получается», — сказал президент России.

В чём же он ошибся?

Во-первых, Семилетняя война была всё-таки не в начале XVIII века, а в 1756–1763 г.г. Российский престол на тот момент занимал уже не Пётр I, скончавшийся в 1725 году, а его дочь Елизавета Петровна, и с 1761 года (по старому стилю) —  Петр III, который с Фридрихом II союз действительно заключил.

Во-вторых, Пётр I никаких союзов с Фридрихом II не заключал, и не мог в принципе этого делать, так как Фридрих II стал королём только в 1740 году, когда Пётр I уже умер.

В-третьих, Фридрих II был королём Пруссии, а не Польши.

В-четвертых, Полтавская битва произошла не «поздней осенью», а 27 июня (8 июля) 1709 года.

В-пятых, «восемь с половиной» лет не шла никакая война – ни Северная, ни Семилетняя.

* * * * *

Вернёмся, однако, к настоящей истории настоящей Северной войны, и приведём ещё несколько интересных фактов.

Как известно, генеральным сражением между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией под началом короля Карла XII стала Полтавская битва. Она состоялась 27 июня (8 июля) 1709 года. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и её дальнейшей победе во всей кампании.

Однако в настоящее время «День воинской славы России», связанный с Полтавской битвой, отмечается не 8 июля, когда состоялось сражение, а 10-го. Это объясняется безграмотностью депутатов госдумы, подготовивших и принявших федеральный закон от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», видимо, «не знавших», что разница между «старым» и «новым» стилем дат XVIII и XX веков составляет не 13, а 11 дней.

* * * * *

Согласно Ништадтскому договору, Россия не только присоединила к себе ряд земель, но и… отдала Швеции часть захваченной ранее Финляндии, а также, что особенно интересно, выплатила поверженному противнику очень большую сумму денег в виде «компенсации».

Это, пожалуй, единственный в мировой истории факт, когда победитель что-то возвращал и платил побеждённому. А речь шла о 2 млн. серебряных талеров (ефимков) общим весом в 56 тонн серебра, что составляло примерно половину тогдашнего годового бюджета России или целый годовой бюджет Швеции. В переводе на современные деньги данная сумма составляет около 350 млрд. долларов США. 

За что же заплатил Пётр? В настоящее время на сей счёт есть много версий, но самая распространённая заключается в том, что вышеназванные деньги были… взяткой, часть которой официально предназначалась для Швеции, а другая часть, уже неофициально, передавалась… Англии.

Дело в том, что Англия – самая могущественная, в том числе и морская держава мира того времени — поддерживала в ходе Северной войны Швецию, и не была заинтересована в «прорубаемом» Петром I «окне в Европу» для России. И если бы Пётр таким экзотичным образом не «умаслил» англичан, вполне возможно, что война со Швецией (а, может быть, и ещё с кем-нибудь) продолжилась бы. Это для России, обескровленной более чем двадцатилетними баталиями, было не нужно.

И, кроме того, Пётр добился главного – выхода России на Балтику, а серебряные талеры стали лишь платой за возможность окончательно закрепить свои права на этот выход. Как говорится, мы за ценой не постоим…

Что же касается платы самой побеждённой Швеции, то другая часть российской «контрибуции» и безлюдные финские земли, предназначавшиеся ей же, были фактически своеобразной платой за право России на присоединение (покупку) Прибалтики, на которую до этого также претендовала и Польша.

Как бы то ни было, но благодаря военным победам и дипломатическим манипуляциям, Россия после Северной войны превратилось в Российскую империю, могущественную европейскую державу.

М. Сметанин