РАНЬШЕ Я ЛЮБИЛ ЕЗДИТЬ НА ПОЕЗДЕ…

Сразу уточню: речь идёт не о столичном метро, не о составе дальнего следования в Крым или на Дальний Восток, и даже не о поезде Кинешма-Москва. А всего лишь о нашем пригородном Кинешма-Иваново.

В качестве приемлемой с финансовой точки зрения альтернативы для человека, не имеющего личного автотранспорта и нетрудовых доходов, здесь реально может рассматриваться только автобус. Но я всегда предпочитал поезд.

Почему?

Во-первых, безопасно, аварий с человеческими жертвами на автотрассе всегда во много-много раз больше, чем на железной дороге. А уж сейчас и подавно, когда владельцы частных автобусных фирм, в погоне за прибылью, отправляют в рейсы ржавые вёдра с гайками, за рулём которых – усталые, не выспавшиеся, часто пожилые водители, гнущие спину за мизерную зарплату. А им навстречу – юные обдолбанные «стритрейсеры» на папиных иномарках. Результат предсказуем.

Потом, как ни крути, пригородный поезд всегда комфортнее любого автобуса. И просторнее, и не трясёт на ухабах, и поспать спокойно можно, и туалет есть.

Раньше, конечно, ещё в СССР, при посадке надо было смотреть, и пошустрее выбирать вагон с креслами, игнорируя плацкарту, но и в ней всё же ехать было получше, чем в автобусе (если не стоя). Но это было давно, потом число пассажиров на железной дороге сильно сократилось (меньшинство пересело на свои машины, большинство просто поумирало), и пригородные поезда стали сплошь состоять из «кресельных» вагонов. Как правило, полупустых.

Кто-то скажет, что на поезде ехать дольше. Но сейчас поезд с автобусом в этом плане практически сравнялись, а утренний «Орлан» Кинешма-Иваново мчится даже быстрее своего авто-конкурента, от Вичуги до облцентра, например, всего за час и 5 минут.

Да, в советское время наш старый добрый «студентовоз» тащился от Иванова до Вичуги почти два с половиной часа, подолгу стоя на каждой станции, а в Ермолине вообще минут 20. Но зато билет на поезд стоил тогда 65 копеек, а на автобус – 1 рубль 47 копеек, что для студента было немаловажно. А сейчас, кстати говоря, цены на автобусные и ж-д билеты почти одинаковы – 220 и 217 рублей соответственно.

А ещё, для кого как, но, по-моему, железная дорога всегда как-то… романтичнее. В автобусе или в машине ощущаешь себя в том же суетливом многолюдном мире, только на колёсах. Заходя же в вагон пригородного поезда, как будто попадаешь в другое измерение, где только ты и ещё несколько человек. А весь остальной мир – он остаётся где-то там, за монотонным перестуком колёс, за толстым вагонным стеклом, в котором мелькают берёзки и сосны…

* * * * *

Но всё это, к сожалению, уже в прошлом. Раньше я любил ездить на поезде. Теперь не люблю.

Всё началось несколько лет назад, когда наш заботливый губернатор взялся за ремонт железнодорожного вокзала в Иванове, который, кстати сказать, по большому счёту до сих пор так и не закончен. Потом, в прошлом году новые «Орланы» начали вытеснять старые, ещё советские поезда с огромными тепловозами и вагонами с креслами, а в феврале 2021 года, аккурат к 150-летию железной дороги Иваново-Кинешма, окончательно их вытеснили.

Что же теперь представляет собой поездка на таком, как его называют, «рельсовом автобусе», до областного центра?

* * * * *

Что раздражает в этом самом «Орлане»?

Кресла. Они, во-первых, миниатюрны, сделаны то ли для детей, то ли для китайцев. Во-вторых, неудобны: без подлокотников, откидных столиков, не раскладываются, и главное – поставлены так, что сидеть можно только «лицом к лицу» и «ногами к ногам» с другими пассажирами. Может, кому-то это и нравится, мне — нет. Да и вообще это не кресла, а разноцветные детсадовские стульчики.

Яркое освещение. В старых советских вагонах в солнечный день его вообще выключали, а в тёмное время суток включали поярче только на станциях, и когда проверяли билеты. А в остальное время свет был приглушённый, можно было и подремать, но и почитать при желании. В «Орлане» же слепящие лампы горят всегда, даже если на улице солнце. А вечером свет в вагоне настолько яркий, что невозможно разглядеть что-то за окном. А с улицы тебя, наоборот, прекрасно видно. Такое ощущение, что ты – товар на витрине.

Отопление. Оно какое-то интересное. В одном вагончике жара, в другом – холод.

Проводники. Раньше был один проводник (как правило, проводница) на один вагон, в котором он отвечал за всё. Полновластный хозяин на своей территории. Открывал-закрывал дверь, поддерживал температуру в вагоне, объявлял остановки, продавал билеты тем, кто не купил их на станции, напоминал спящим, что им скоро выходить и т.п. Сейчас же на весь «Орлан» — два-три проводника, которые стали фактически особо и не нужны, превратившись в обычных кондукторов. Двери открываются-закрываются сами, автоматически, остановки объявляет робот женским голосом, как в метро. Проводники теперь только продают билеты, да ещё напоминают: «Оденьте маску! Оденьте маску!».

Объявления. Через каждые 15 минут(!) по внутреннему орлановскому «радио», громко, с надрывом:

— ковид, маски, дистанции, санитайзеры;

— вакцинация;

— раздельный сбор мусора;

— телефонные мошенники.

И опять всё сначала… Как-то за полтора часа пути в вечернем поезде насчитал семь «блоков» таких объявлений. Мало того, что «ковидная реклама» и так уже достала везде и всюду, так ведь и подремать даже как следует нельзя. Только бывало закемаришь, а тут тебе как гаркнут прямо в ухо: «Граждане! Единственный способ победить коронавирус – это вакцинация!».

Также бесят таблички на всех станциях на двух языках – на русском, и на английском, например, «Станция Каминский – Kaminskiy station». Ладно, в Москве иностранцев много, а здесь – для кого это?

* * * * *

И вот, наконец, наш пригородный поезд прибывает на Родину Первого Совета — станцию Иваново. Раньше, до воскресенских ремонтов и реконструкций, человек, выходя из поезда, перебирался по деревянным мосткам через пути, свободно заходил в вокзал, если нужно. Если не нужно, то шёл напрямую в город.

Теперь всё не так. У нас же теперь – комфорт и безопасность! Выйдя из вагона, допустим, на третий путь, ты, хочешь — не хочешь, должен спуститься в подземный переход, просто по путям пройти невозможно. А спустившись в этот самый переход, затем подняться наверх. По количеству ступенек это примерно как на 3-4 этаж без лифта. Для пожилых и больных не сильно комфортно.

А, поднявшись на эту «голгофу», попадаешь непосредственно в здание вокзала, где тебя «радушно» встречает полвзвода частных охранников в чёрных масках, 2-3 вооружённых полицейских, рамки, металлодетекторы, багажные ленты с «рентгеном», шмон, шухер до небес и т.п. Как примерно в международном аэропорту Домодедово во время «красного» уровня террористической опасности или на зоне строгого режима.

Сразу же у рамок скапливается толпа, частные(?!) охранники, неизвестно по какому праву, размахивая перед носом ручными «миноискателями», требуют открыть сумки, выложить всё из карманов и вообще лезут своими ручонками куда ни попадя. Только раздеваться и разуваться ещё не предлагают. Пока, по крайней мере. Полиция за этим беспределом, в основном, наблюдает со стороны.

Вот, скажите, на фига оно мне надо? Я в ваш отреконструированный вокзал вообще заходить не собирался, мне в город надо. Но в город теперь можно выйти только через вокзальный ЧОП, поскольку выход на площадь Генкиной со стороны перрона закрыт. Ну, вот что мешает поставить пару бездельников-секьюрити у калитки в железном заборе, чтобы они, по крайней мере, «работали» по принципу «всех выпускать – никого не впускать»? Нет, видно, нельзя.

А так вообще ивановский желдорвокзал производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, красивый ремонт, на прошлый Новый год шикарная ёлка в углу зала стояла, бесплатный туалет, розетки для зарядников.

С другой: пустота, кроме одного мини-буфетика с ресторанными ценами, да огромного, огороженного щитами угла, где год назад стояла та самая ёлка, а теперь располагается «центр вакцинации» всё от того же ковида. Как, кстати, с точки зрения антисанитарии – прививки на вокзале? А на прошлой неделе в этом ковидном загончике вообще убрали одну стенку (на фото), наверное, в целях усиления рекламы вакцинации. Может, тогда лучше прямо в туалете прививать? Или в буфете?

В общем, был вокзал, а теперь какой-то полупустой ангар, где полиции с чоповцами больше, чем пассажиров, где на тебя смотрят как на потенциального террориста, а кассирша, продавая билет, даже не может ответить на вопрос, с какого пути отправляется ваш поезд…

* * * * *

Да, раньше я любил ездить на поезде. Теперь нет.

М. Сметанин