СТРАНА РЕКОРДОВ: САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ В МИРЕ

65 лет тому назад — 15 ноября 1957 года — был совершён первый полет Ту-114 «Россия» – самого большого пассажирского самолета в мире.

Советский Союз был страной рекордов и «чемпионом» по очень многим показателям – как, например, по невиданным до этого нигде в мире социальным правам и гарантиям своих граждан (отсутствие безработицы, восьмичасовой  рабочий день, бесплатные образование, здравоохранение, жильё и т.д.), так и по чисто техническим показателям (покорение атома и космоса).

Одним из таких очередных технических прорывов стало создание «самолёта-рекорда» — ТУ-114.

* * * * *

Уже в начале 50-х годов ХХ века стало очевидно, что будущее — за реактивной пассажирской авиацией. Но, тем не менее, в СССР всё-таки было принято решение о проекте скоростного самолёта большой вместимости с турбовинтовыми двигателями.

Разработка самолёта Ту-114 была начата в ОКБ Туполева в 1955 году на основании постановления Совета Министров СССР №1561-868. Любопытно, что «прототипом» и основой для разработки этого пассажирского лайнера послужил Ту-95 «Медведь» — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов «холодной войны», и в модифицированной версии стоящий на вооружении ВВС РФ до настоящего(!) времени, то есть вот уже 66 лет!

Ведущим конструктором ТУ-114 был назначен «отец» «Медведя» Н.И. Базенков. Самолёт имел обозначение Ту-95П или внутренний шифр КБ — «самолёт 114».

* * * * *

При разработке нового супер-лайнера не обошлось без трудностей. В отличие от Ту-95, Ту-114 проектировался как низкоплан, что вынудило конструкторов значительно увеличить высоту стоек шасси, в результате чего он стал значительно выше других гражданских самолётов. И это впоследствии добавило проблем при эксплуатации лайнера.

Уже через два года после начала разработки — 15 ноября 1957 года — Ту-114 «Россия» совершил свой первый полёт, пилотируемый экипажем лётчика-испытателя А.П. Якимова. Опытная эксплуатация самолёта производилась во Внуковском 206-м лётном отряде «Аэрофлота».

Ту-114 производился серийно в 1961-1965 годах на заводе №18 в Куйбышеве. Всего было построено 32 экземпляра серийных самолётов и 1 опытный прототип.

На момент своего создания и до конца 60-х годов Ту-114 считался самым большим пассажирским самолётом в мире.

* * * * *

Самолёт Ту-114 представлял собой четырёхмоторный турбовинтовой низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым оперением и управляемым стабилизатором. Был оснащён четырьмя турбовинтовыми двигателями с двумя противовращающимися воздушными винтами на каждом. Суммарная мощность двигателей на взлётном режиме составляла 60 тыс. л.с., при часовом расходе топлива 7 200 кг в первый час полёта и 5 000-5 500 кг/ч в крейсерском полёте.

Фюзеляж имел две палубы, соединённых лестницей, на нижней из которых располагались два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирский салон.

* * * * *

Ту-114 был для своего времени не только самым большим, но и самым комфортабельным пассажирским самолётом.

Для его пассажиров было предусмотрено три салона и четыре купе(!).

В первом салоне устанавливалось 41 кресло (ряды с 1 по 7), во втором — 48 мест (ряды с 8 по 15), установленных лицом к лицу со столами между ними, затем за буфетом и лестницей на нижнюю палубу располагались четыре купе на 24 дневных или 12 спальных мест. И в третьем салоне также размещались 54 пассажира.

* * * * *

На внутренних рейсах места продавались в следующем порядке: третий салон (с 21 ряда), затем первый салон, в последнюю очередь второй салон. Это соответствует уровню комфорта: второй салон находится над крылом, в зоне повышенного шума от винтов. К тому же расположенные спина к спине кресла не регулируются. При перевозке официальных делегаций этот салон использовался как ресторан для посменного питания пассажиров.

Кроме того, для пассажиров с детьми были предусмотрены люльки около 16-го ряда кресел, установленного отдельно, возле буфета.

Особенностью самолёта было разделение туалетов в хвостовой части на мужской и женский.

На международных рейсах, где «Аэрофлот» предлагал обслуживание в двух классах, билеты первого класса продавались в два из четырёх купе, по три места в каждое купе.

* * * * *

Как уже сказано, первый полет Ту-114 состоялся 15 ноября 1957 года.

Затем 19 мая 1959 года выполнен опытный перелёт из Москвы (Внуково) в Хабаровск и обратно с пассажирами на борту, в основном, авиационными специалистами.

Первый демонстрационный полёт в Нью-Йорк самолётом Ту-114 был выполнен летом 1959 года; самолёт привёз правительственную делегацию на «Выставку достижений советской науки, техники и культуры», сам самолёт также стал экспонатом этой выставки.

В сентябре того же года был выполнен ещё один рейс из Москвы через океан — в США прилетела делегация СССР во главе с Н.С. Хрущёвым.

Первый регулярный пассажирский рейс в Хабаровск был выполнен 24 апреля 1961 года.

В последующие годы выполнялись внутренние рейсы из Домодедова в Алма-Ату, Ташкент, Новосибирск и Хабаровск.

* * * * *

На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Среди достижений Ту-114:

— самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;

— самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт;

— единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом;

— турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными двигателями и с наибольшей суммарной мощностью всех двигателей, установленных на одном самолёте.

Основные лётно-технические характеристики: экипаж 5 человек, пассажировместимость 170-220 человек, грузоподъёмность 22 500 кг, максимальная скорость 880 км/ч, практическая дальность 9 720 км, практический потолок 12  000 м.

* * * * *

Прекращение эксплуатации ТУ-114 на гражданских авиалиниях произошло через десять лет после окончания серийного производства, и почти через 20 лет после первого полёта, в декабре 1976 года.

2 декабря 1976 года свой последний рейс по маршруту Домодедово — Хабаровск — Домодедово совершил борт СССР-76485, завершив, таким образом, историю пассажирской эксплуатации самолётов Ту-114.

Большинство машин к этому времени налетали по 15 000 часов, появились трещины в силовых панелях двигателей. Доработками и ремонтом решили не заниматься, так как к тому времени турбовинтовой ТУ-114 морально устарел и нишу дальнемагистральных перевозок уже больше 10 лет прочно занимал гораздо более современный реактивный Ил-62.

М. Сметанин