С ДНЁМ МАШИНОСТРОИТЕЛЯ, НЕ ЧОКАЯСЬ…

Советский праздник День машиностроителя отмечается в нашей стране с 1966 года в последнее воскресенье сентября (в этом году – 29 сентября).

В Вичуге его всегда отмечали, и было, признаться в связи с чем, поскольку Вичугский машиностроительный завод, наряду с текстильными фабриками, в течение многих десятилетий являлся градообразующим предприятием Родины виноградовского движения.

Нынче же в душе гнездится странный когнитивный диссонанс: с одной стороны, вот он – красный день календаря, а с другой – поздравлять некого, и главное, не с чем.

* * * * *

Напомним, как мы с вами дошли до жизни такой:

— 1877 – около построенной за 6 лет до этого железнодорожной станции Вичуга владельцем кузницы Ф. Пелёвиным был открыт небольшой чугунолитейный завод, выпускавший первоначально чугунные колонны, трубы, котлы и прочее примитивное литьё;

— 1890-е годы – на заводе начался выпуск механических ткацких станков системы «Плат» для текстильных фабрик;

— 1918 – национализация предприятия;

— 1918-1921 – выпуск сельскохозяйственных орудий – плугов, борон и т.п.;

— 1921-1925 – временная остановка предприятия из-за нехватки топлива и металла;

— 1925-1940 – выпуск ткацких и токарных станков;

— 1930-е годы – расширение предприятия: строительство нового механического цеха, новой котельной, электростанции, реконструкция литейного цеха;

— 1939 – один из инициаторов стахановского движения в промышленности СССР, токарь Вичугского литейно-механического завода В. Сокин награждён Орденом Трудового Красного Знамени;

— 1941-1945 — завод был полностью переведён на «военные рельсы», выпуская корпуса для ручных гранат Ф-1 и снарядов для 45-мм артиллерийских орудий, свыше 500 работников завода были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»;

— 1950-е годы – выпуск красильно-отделочного оборудования, запчастей и узлов для текстильной промышленности, торфоуборочных машин, швейных конвейеров, оборудования для обувной промышленности, шлихтовальных машин, красильно-отделочного оборудования и др.;

— 1960-е годы – масштабная реконструкция предприятия, позволившая за несколько лет увеличить объём выпускаемой продукции более чем втрое, ввод в строй корпуса №1 площадью 20 тыс. кв. метров;

— 1964 — Вичугский литейно-механический завод переименован в машиностроительный;

— 1970-е годы – началось применение в производстве первых станков с числовым программным управлением;

— 1977 – за большой вклад в развитие производства оборудования для текстильной промышленности, трудовые успехи в выполнении планов и социалистических обязательств, и в связи со 100-летием со дня основания Вичугский машиностроительный завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени;

— 1980-е годы – выпуск шлихтовальных и браковочных машин с суперсовременной на тот период электронной «начинкой», продукция завода поставляется на Кубу, в Мексику, Болгарию, Польшу, ГДР, Чехословакию, Египет, Ирак, Монголию и Афганистан;

— 1983 – завод награждён золотой медалью Международной Лейпцигской ярмарки;

— 1985 – численность работающих на ВМЗ достигла максимума в 3000 человек;

— 1990-е годы и начало 2000-х – сокращение объёмов производства, снижение численности работающих до 300 человек;

— 2003 – покупка завода московским олигархом М. Балакиным («СУ-155»);

— 2003-2008 – перепрофилирование на выпуск оборудования и материалов для строительной отрасли, относительный рост объёмов производства, увеличение числа работающих до 1400 человек;

— 2009-2014 – спад производства, рост долгов по зарплате, за энергоносители, в бюджеты и Пенсионный фонд;

— 2015 – закрытие и банкротство предприятия, увольнение коллектива (около 1000 человек);

— 2016-2019 – процедура банкротства, распродажи и растаскивания имущества завода, остановка котельной;

— август 2019 – руины машзавода приобретены за 37 млн. рублей строительной фирмой «Синтеко» (Нижний Новгород).

* * * * *

Ну что, вичужане, с Днём машиностроителя…

Не чокаясь.

М. Сметанин