125 лет тому назад, 11 (24) мая 1900 года, в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер «Аврора» — корабль, которому предстояло стать самым знаменитым долгожителем российского, потом советского, а затем вновь российского флота, и одним из главных символов Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.
* * * * *
Заказ серии бронепалубных крейсеров типа «Диана» (одним из которых и была сначала безымянная «Аврора») был вызван сложной международной обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившаяся «германская угроза» на Балтике заставила царское правительство России наращивать мощь военного флота.
В сентябре 1896 года были начаты работы по постройке крейсера, в которых приняли участие сразу несколько ведущих питерских предприятий — Адмиралтейский Ижорский завод, Александровский чугунолитейный завод, завод Я.С. Пульмана, фирма «Шатильон-Комментри», Обуховский завод и др.
31 марта (12 апреля) 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини утренней зари и парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов, и, как потом оказалось, «попало в точку», так как именно «Аврора», спустя 20 лет, стала настоящим символом «утренней зари» всего человечества.
Официальная закладка «Авроры» была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года, а к весне 1900 года готовность корабля составляла 78%.
Крейсер спустили на воду 11 (24) мая 1900 года, а впервые в строй боевых кораблей российского императорского флота он вступил 16 июня 1903-го.
* * * * *
При строительстве крейсера была использована сталь Александровского и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на тот момент была одной из лучших в мире. Корпус крейсера защитила броня, которая обладала пластическими свойствами, предотвращающими ее раскалывание при попадании снаряда.
Корпус судна ниже ватерлинии был разделен на 14 непроницаемых отсеков, каждый из которых имел автономную систему водооткачки. Их суммарная мощность позволяла откачать воду из всего внутреннего объема лишь за час. Энергетическая система «Авроры» состояла из трёх паровых машин мощностью 11 610 лошадиных сил, изготовленных на Франко-русском заводе.
На корабле при помощи электричества приводились в действие освещение, турбины, вентиляторы, котельные и машинные отделения. Новшеством была изготовленная в Англии холодильная камера для хранения продуктов. На корабле была установлена радиостанция немецкой фирмы «Telefunken»
Водоизмещение корабля составляло более 6 700 тонн, длина 127 метров, ширина – 17. Скорость хода — 19 узлов (35 км/ч), дальность плавания — 3 300 миль (6 100 км), автономность плавания — 165 суток.
Вооружение крейсера на 1903 год состояло из восьми 152-миллиметровых, двадцати четырех 75-миллиметровых, восьми 37-миллиметровых орудий, двух десантных пушек, трёх торпедных аппаратов и 150 мин. Экипаж состоял из 578 человек.
Общая стоимость крейсера в целом составила примерно 6,4 млн. рублей.
На то время это был мощный и суперсовременный корабль.
* * * * *
Во время русско-японской войны «Аврора», в составе 38 кораблей Второй Тихоокеанской эскадры, под командованием капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева, была направлена на Дальний Восток, где 14-15 (27-28) мая 1905 года приняла участие в Цусимском сражении в Корейском проливе.
Это сражение, как известно, явилось ключевым событием, предопределившим исход русско-японской войны за раздел Китая в пользу Японии. Русская эскадра оказалась полностью разгромлена. Большая часть кораблей (21) была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, 7 капитулировали, 6 были интернированы в нейтральных портах, и лишь четырём удалось дойти до русских портов. Из 16 170 человек было убито 5 045, в плен взяты 7 282 человека.
Что касается «Авроры», то за время сражения крейсер получил 18 попаданий японских снарядов. Одним из них был убит командир корабля Е.Р. Егорьев. Всего погибло или умерло от ран 15 человек.
В конце мая «Аврора» дошла до столицы Филиппин города Манилы, где была временно интернирована американскими властями. 23 августа 1905 года в США был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, а в октябре корабль отправился не родину.
* * * * *
19 февраля 1906 года крейсер вернулся в Кронштадт и после ремонта стал учебным кораблем Морского кадетского корпуса.
В течение последующих 8 лет «Аврора» в качестве учебного корабля совершила множество заграничных походов с гардемаринами и учениками школ строевых унтер-офицеров, побывав в разные годы в Алжире, Италии, Испании, Сиаме (Таиланде), Египте, Йемене, Шри-Ланке, Индонезии, Сингапуре, Греции и Джибути.
С началом первой мировой войны в 1914 году «Аврора» несла дозорную службу на Балтике, почти не принимая участия в боевых действиях.
Единственным исключением стало участие крейсера в обеспечении десантной операции в Рижском заливе в июле 1916 года. Перейдя в Рижский залив через Моонзундский канал, крейсер принял активное участие в содействии сухопутным войскам, поддерживая их артиллерийским огнём. Несколько раз «Аврора» подвергалась атакам авиации противника, но ни разу не пострадала.
* * * * *
Самой главной страницей в истории «Авроры» стало её участие в революционных событиях 1917 года.
В феврале матросы «Авроры» одними из первых на Балтийском флоте подняли на мачте красный флаг. 3 апреля в Петрограде у Финляндского вокзала экипаж крейсера встречал В.И. Ленина, возвратившегося в Россию из эмиграции.
24 октября решением будущего председателя ВЦИК Я.М. Свердлова первым комиссаром «Авроры» был назначен 24-летний машинист Александр Белышев – наш земляк, уроженец деревни Клетнево ныне Шуйского района Ивановской области.
Выполняя приказ Военно-революционного комитета Петроградского Совета, и вопреки сопротивлению командира корабля лейтенанта Н.А. Эриксона, крейсер «Аврора» в ночь на 25 октября снялся со швартовых и в 3-30 утра встал на Неве, ниже Николаевского моста.
В 21-40, по команде Белышева, комендор Е.П. Огнев дал залп из носового 152-миллиметрового орудия, ставший условным сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
Последние напряженные минуты перед историческим залпом хорошо описаны в книге Г. Бартева и В. Мясникова «Балтийские зори»:
«Наконец с Петропавловки взвилась сигнальная ракета. Это было в 21 час 40 минут. «Носовое орудие, огонь!», – командует комиссар «Авроры». Огромная вспышка. Эхо выстрела «Авроры» разнеслось над Невой и докатилось до Дворцовой площади, сливаясь с ружейными залпами, пулеметным рокотом и протяжным «Ура!». Как известно, этот выстрел был произведен холостым зарядом как условный сигнал к началу штурма последнего оплота отжившего свой век капитализма».
* * * * *
С 1918 года «Аврора» находилась в резерве Военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии.
В 1922 году началось восстановление судна, и 23 февраля 1923 года «Аврора» была вновь введена в строй в качестве учебного корабля. В 1924-1930 г.г. крейсер совершил ряд походов, в том числе вокруг Скандинавского полуострова.
2 ноября 1927 года, к годовщине Октябрьской революции, «Аврору» наградили орденом Красного знамени.
С началом Великой Отечественной войны корабль был включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта.
В июле 1941 года была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея «А» («Аврора»), в состав которой вошли девять снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий. До конца сентября батарея храбро сражалась, уничтожив большое количество живой силы и техники противника. По окончанию боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков. После войны на позициях героической батареи было установлено три памятника: в 1963-м, 1984-м (мемориал «Морякам-авроровцам») и в 1987 году (мемориал «Взрыв»).
* * * * *
17 ноября 1948 года «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Здесь корабль принял на борт воспитанников выпускной роты Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального Военно-морского музея.
В 1960 году, постановлением Совета Министров СССР, «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством.
22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. Интересно, что на этом ордене был изображён сам крейсер.
С 2001 года крейсер «Аврора» является объектом культурного наследия РФ.
21 сентября 2014 года «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода для ремонта, и 16 июля 2016 года вернулась на место вечной стоянки, где и находится до настоящего времени.
Образ революционного крейсера отражён во множестве книг, газетных статей, документальных и художественных фильмов, самым известным из которых стал советский мультфильм «Аврора» 1973 года. А прозвучавшая в нём песня В.Я. Шаинского и М.Л. Матусовского «Что тебе снится, крейсер «Аврора»…», стала неофициальным гимном Ленинграда.
М. Сметанин