«Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА НАПОЛОВИНУ, ИЛИ КОГДА ПРЕРВАЛИ РАЗГОВОР…»

25 января 2023 года исполнилось 85 лет со дня рождения одного из наиболее выдающихся деятелей культуры Советского Союза 60-70-х годов прошлого века Владимира Семёновича Высоцкого.

Удивительное дело: есть много народных и заслуженных артистов СССР и РФ – киноактёров, певцов, музыкантов, поэтов тех лет, которые, или до сих пор живы, или ушли от нас совсем недавно, но спроси о них современного «среднего россиянина», особенно молодёжь — ничего не скажут, не знают. А вот на вопрос: «Кто такой Владимир Высоцкий?», и сегодня ответят практически все.

Он прожил всего 42 года, но и сейчас, спустя уже четыре десятка лет после его смерти, многие жители России и стран бывшего Советского Союза знают и помнят песни Высоцкого, его роли в кино и театре, не забывают его хриплый, надрывный голос и, ни с чем несравнимые, ставшие крылатыми, фразы.

Однако, как не было, наверное, более известного кумира миллионов, так и трудно найти личность более сложную, противоречивую и скандальную, чем Владимир Высоцкий…

* * * * *

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец — Семён Владимирович — военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, полковник. Мать — Нина Максимовна — переводчик с немецкого языка.

Во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах Володя жил с матерью в эвакуации в Чкаловской (сейчас — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, в 1945-м пошёл в первый класс. В 1947-1949 годах проживал в г. Эберсвальде (ГДР), по месту службы отца.

Своё первое стихотворение «Моя клятва» Володя Высоцкий написал 8 марта 1953 года, будучи учеником 8-го класса. Оно было посвящено памяти только что скончавшегося И.В. Сталина.

* * * * *

В 1955 году Владимир окончил среднюю школу (пять пятёрок и девять четвёрок в аттестате) и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого, однако ушёл после первого же семестра.

С 1956 по 1960 год В. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. В 1960-1964 годах работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, где играл эпизодические роли.

В 1960 году Владимир Высоцкий написал свою первую песню под названием «49 дней», о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане.

В 1964 году Высоцкий поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни, совмещая работу на сцене со съёмками в фильмах, проведением соло-концертов, созданием стихов и песен.

* * * * *

Настоящий взлёт творческой активности и невероятной популярности Высоцкого пришёлся на последнее десятилетие его недолгой жизни – конец 60-х и 70-е годы прошлого века.

29 ноября 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по одноимённой трагедии Шекспира (режиссёр — Ю.П. Любимов), главную роль в котором исполнил Высоцкий, и играл её затем до конца жизни.

В 1975 году в первый и последний раз при жизни Высоцкого в литературно-художественном сборнике «День поэзии» было опубликовано его стихотворение «Из дорожного дневника».

13 февраля 1978 года приказом министра культуры СССР В. Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что стало его официальным признанием как «певца-профессионала».

Удивительно, но за всю свою творческую биографию Владимир Высоцкий не заработал ни государственных наград, ни почётных «народных» и «заслуженных» званий. Единственным исключением стала лишь Государственная премия СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен», да и то присвоенная лишь через семь лет после смерти, в 1987 году.

* * * * *

В общей сложности перу Владимира Семёновича принадлежит более 850 поэтических произведений (из них около 600 песен).

Высоцкий дал более 1 500 сольных концертов в СССР и за рубежом, всегда играя только на семиструнных гитарах.

Небольшая часть его песен была написана специально для кинофильмов, но на экран из них попали далеко не все. При жизни Высоцкого (с 1968 по 1975) было выпущено всего 7 сольных миньонов (пластинок с четырьмя песнями).

Кроме того, Высоцкий участвовал в радио-спектаклях, а также в озвучивании мультфильма «Волшебник Изумрудного города».

Владимир Высоцкий снялся в 29 фильмах, из которых наиболее известны: «Вертикаль» (1967), «Интервенция» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Хозяин тайги» (1968), «Опасные гастроли» (1969), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Маленькие трагедии» (1979).

* * * * *

Владимир Высоцкий был официально женат трижды: на Изольде Жуковой (1960-1963), Людмиле Абрамовой (1965-1970) и Марине Влади (Поляковой) (1970-1980).

Кроме того, состоял в незарегистрированных отношениях с актрисой театра на Таганке Татьяной Иваненко (1966-1977) и студенткой Московского текстильного института Оксаной Афанасьевой (1977-1980).

У Людмилы Абрамовой от Высоцкого было два сына – Аркадий (1962) и Никита (1964), у Татьяны Иваненко — дочь Анастасия (1972).

* * * * *

Летом 1969 года (в возрасте 31 года) у Высоцкого впервые был тяжёлый приступ горлового кровотечения, едва не закончившийся летальным исходом. Говорят, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд.

Высоцкий страдал тяжёлой формой алкогольной зависимости на протяжении многих лет. Затем, примерно с 1975-1977 г.г. начал регулярно употреблять наркотики — морфий и амфетамин.

Ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года, Высоцкий пережил клиническую смерть во время гастролей в Бухаре.

В ночь на 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

* * * * *

При жизни Высоцкого, да и до сих пор бытует мнение, что он был «запрещённым» властями, о том, что его всячески «притесняли», «травили» и т.п.

По большому счёту, это такая же легенда, как и распускавшиеся тогда слухи (сделанные на основании самих же песен Высоцкого) о том, что он якобы сидел в местах лишения свободы и даже был участником Великой Отечественной войны (хотя в 1945 году ему было только семь лет).

Да, действительно, некоторое недоверие со стороны чиновников и внимание КГБ и милиции В. Высоцкий на себе ощущал. По Центральному телевидению при жизни артиста не было показано ни одного его концертного выступления или интервью. Иногда из фильмов вырезались написанные к ним песни, кое-где по разным причинам отменялись запланированные концерты. И, пожалуй, всё.

Почему же власти относились к Высоцкому настороженно?

Надо понимать, что сама советская власть к тому времени была уже не совсем… советской, и некоторые, на взгляд цензуры, слишком острые (по факту – «слишком» правдивые) песни, например, о войне, казались чиновникам «неудобными».

* * * * *

Да и сам Владимир Семёнович тоже давал повод для внимания к своей персоне.

Во-первых, Высоцкий весьма любил комфорт, что на фоне скромной жизни большинства советских граждан и даже его коллег-артистов резко бросалось в глаза. Модная заграничная одежда, дорогая аппаратура, приобретение в 1975 году трёхкомнатной кооперативной квартиры площадью 115 кв. метров в новостройке на Малой Грузинской улице. Также имелась и загородная дача.

По воспоминаниям друзей, Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью до 200 км/ч и часто, садясь нетрезвым за руль, разбивал свои машины. С 1967 по 1979 год он сменил семь машин. А в 1976 году у Высоцкого появился первый в Москве(!) Mercedes 450SEL(!) 1975(!) года выпуска.

Привычка жить на широкую ногу, а в конце жизни – и наркозависимость, требовали много денег, что зарплата театрального актёра явно обеспечить не могла. Основным источником дохода для Высоцкого были концерты, значительная часть из которых, особенно в провинции, проходила «по левой». Предпринимательство тогда ещё легализовано не было, и данные, незаконно получаемые доходы с нелегальных концертов и были главной причиной «притеснения» Высоцкого. И если б не его всенародная известность, то всё, наверное, закончилось бы в итоге уголовным делом.

* * * * *

Кроме того, причинами прохладного отношения к артисту стала его женитьба на М. Влади, которая была гражданкой Франции и оставалась таковой будучи в браке, а также то, что среди друзей Высоцкого были такие диссиденты-антисоветчики как А. Тарковский, М. Барышников, М. Шемякин и др.

Однако, несмотря ни на что, для Высоцкого «железного занавеса» не было, и он вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, ГДР, Польшу. А получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США, Канаде, Мексике, и даже на Таити.

Но, невзирая на неоднозначность своего творчества и поведения, антисоветчиком Владимир Семёнович никогда не был, и в отличие от вышеназванных диссидентствующих граждан, даже не пытался стать «невозвращенцем».

* * * * *

А что было бы, интересно, если б Владимир Семёнович не скончался в расцвете лет, а дожил бы до наших дней, увидав своими глазами распад Советского Союза и звериный оскал дикого российского капитализма?

На чьей бы сейчас он был стороне? Трудно сказать. Но хочется верить, что современная суровая действительность не пришлась бы ему по душе.

М. Сметанин