85 ЛЕТ СТАЛИНСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ ИМЕНИ ЛЕНИНА

85 лет тому назад — 15 мая 1935 года была пущена в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена.

Ивановцы – не москвичи, и даже не жители ближнего Подмосковья, но в течение многих десятилетий столичное метро было и остаётся для немалого числа наших земляков чем-то родным и близким. Когда-то в Москву ехали, чтобы «завоёвывать столицу», затем за дефицитными продуктами, а сейчас – на работу. По некоторым данным, в настоящее время этим занимается около одной трети трудоспособного населения Ивановской области.

И, так или иначе, чаще или реже, но нам приходится пользоваться услугами московского метро. Этот вид транспорта стал настолько привычным, что представить себе сейчас Москву без метро почти также сложно, как Париж без Эйфелевой башни.

А, между тем, оно появилось здесь не так уж и давно…

* * * * *

Вообще первое метро в мире было построено в столице Великобритании Лондоне в 1863 году, и сначала эксплуатировалось на паровой тяге, которая только в конце XIX века была заменена на электрическую.

Затем метро было открыто в США (в Нью-Йорке в 1868 и в Чикаго в 1892 году), потом в Европе – в Будапеште и Глазго (1896), в Париже (1900), Берлине (1902) и Гамбурге (1912).

* * * * *

В дореволюционной России рассматривалось несколько проектов по строительству московской «подземки» — два в 1902 году, и затем ещё два — в 1913 и в 1916 годах.

Однако доведению их до практической реализации помешали общая техническая отсталость царской России, не желавшее иметь конкурентов «трамвайное лобби», а затем ещё и начавшаяся первая мировая война.

В итоге практически осуществить строительство метро смогла только советская власть.

* * * * *

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) под председательством И. Сталина, после доклада первого секретаря Московского горкома партии Л. Кагановича было принято решение о строительстве московского метрополитена, с целью «улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии».

В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице. В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена, тогда же трест Метрострой начал основные строительные работы.

Для обеспечения темпов строительства, требовавших немедленного привлечения десятков тысяч рабочих, был использован метод «комсомольского призыва», хорошо описанного в легендарном советском фильме «Добровольцы» 1958 года.

Строительство первой очереди московского метро было завершено в рекордные сроки – всего за полтора года, и 4 февраля 1935-го по ней прошёл первый пробный поезд.

* * * * *

Официальное же открытие московского метрополитена произошло 15 мая 1935 года, ровно 85 лет тому назад. В церемонии открытия участвовали И. Сталин, Л. Каганович и многие руководители страны и столицы.

Первым официальным пассажиром московского метро стал рабочий завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, который в этот день купил в кассе открывшейся станции «Сокольники» билет №1 серии «А».

Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Данное ответвление, ставшее затем Филёвской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москва-реку по мосту.

До начала Великой Отечественной войны были открыты ещё две линии. В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская» (теперь этот участок относится к Арбатско-Покровской линии). В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»).

* * * * *

Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов здесь, под землёй родилось 217 детей.

15 октября 1941 года, когда фашисты подошли к Москве, от Л. Кагановича поступил приказ закрыть московский метрополитен, и в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению как стратегически важного объекта.

Утром 16 октября метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру того же дня приказ об уничтожении метро был отменён.

Любопытно, что уже в мае 1942 года строительство метро вновь возобновилось. И до конца войны были введены в строй две новые линии — в январе 1943 «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (с 1956 «Автозаводская»), и в январе 1944 «Курская» — «Измайловский парк» (с 2005 года «Партизанская»).

На 7 станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

* * * * *

После войны началось строительство знаменитой Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от «Площади Революции» до «Киевской». Строительство Кольцевой линии, обеспечивавшей доступ к семи из девяти железнодорожных вокзалов столицы, было завершено в 1954 году.

С 12 декабря 1951 года в поездах метро стали объявлять станции. Сначала станции объявлялись машинистом. С 29 декабря 1953 года на Кольцевой линии все поезда были оборудованы системой громкоговорящего оповещения. С 1972 года поезда оборудованы системой оповещения на всех линиях. С 1984 года названия станций объявляются мужскими голосами при движении к центру Москвы, а на кольцевых линиях — по часовой стрелке; женскими — при движении в обратную сторону.

* * * * *

Первоначально метрополитен носил имя Л. Кагановича, который в начале 30-х годов был не только первым секретарём московских горкома и обкома партии и членом Политбюро ЦК ВКП(б), но и народным комиссаром путей сообщения СССР.

С 29 ноября 1955 года и до настоящего времени (вот уже почти 65 лет!) московский метрополитен носит имя В.И. Ленина, несмотря на многочисленные попытки современных антисоветчиков убрать имя вождя мирового пролетариата. Так в 2014 году с такой инициативой выступало московское отделение партии «Яблоко».

* * * * *

Пассажиропоток московского метрополитена является одним из самых высоких в мире. По количеству пассажиров, перевозимых в год, он уступает только Пекинскому, Токийскому, Шанхайскому, Сеульскому и метрополитену Гуанчжоу. В 2018 году среднесуточный пассажиропоток составил 6,7 млн. человек, а максимальный суточный пассажиропоток был 26 декабря 2014 года — 9,7 млн. пассажиров. Доля метро в перевозке пассажиров среди предприятий пассажирского транспорта Москвы составляет около 48%.

* * * * *

В Советском Союзе, за 55 лет(!), в московском метро произошёл всего один теракт с гибелью людей (взрыв в вагоне 8 января 1977 года на участке между станциями «Измайловская» и «Первомайская»), и одна крупная авария — 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная», где на неисправном эскалаторе погибло 8 человек.

За последние же 30 лет в московском метро произошло 6 только крупных терактов, в ходе которых от взрывов погибло в общей сложности 108 человек.

15 июля 2014 года в 8:39 утра произошёл сход с рельсов состава, следовавшего по Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Славянский бульвар». Причиной катастрофы стала неисправность стрелочного механизма. Число пострадавших составило более 160 человек, 24 из которых погибли.

* * * * *

В советское время московский метрополитен был удостоен таких государственных наград как орден Ленина (1947) — «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники» и орден Трудового Красного Знамени (1985) — «за успешное выполнение планов перевозки пассажиров».

* * * * *

Всего же в СССР метрополитен работал в таких городах как Москва (с 1935 года), Ленинград (1955), Киев (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харьков (1975), Ташкент (1977), Ереван (1981), Волгоград и Минск (1984), Горький (1985), Новосибирск (1986), Куйбышев (1987) и Свердловск (1991).

Сейчас в России имеют метро Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань.

М. Сметанин