Если мысленно перенестись на 40-45 лет назад, в Советский Союз, то можно удивиться незаполненности автотранспортом тогдашних дорог, ни в городах, ни на междугородных автотрассах. Как примерно на этом фото вверху МКАД – московской кольцевой автомобильной дороги, с разницей всего в каких-то тридцать лет.
Было: движение – где-где машина, тишина, простор, спокойствие и свежий воздух.
Стало: восемь полос сплошного потока разномастных «железных коней», шум, рёв, вонь, загазованность и вечный страх попасть, в лучшем случае под штрафную камеру, в худшем – в ДТП.
* * * * *
Есть такой распространённый показатель как количество автомобилей всех типов и марок на 1 000 человек населения страны, региона, города и т.п.
Так вот, по данным статистики, в настоящее время, из крупных стран мира, самой «автомобилизированной» являются, конечно же, США. Здесь на тысячу жителей приходится 797 машин. В Австралии – 717, в Финляндии – 661, в Эстонии — 637, в Японии — 591, в Германии – 585, в Великобритании – 469, в Белоруссии – 324.
Россия сейчас (вернее, на 2022 год) по этому показателю занимала всего лишь 54-е место в мире – 315 авто на тысячу человек, и до америк с европами нам ещё очень далеко.
Для сравнения и интереса: в конце этого списка идут такие страны как, например, Китай (крупнейший производитель и экспортёр автомобилей, особенно для РФ, но не для самих китайцев) — всего 114 машин на тысячу человек, Египет – 43, Афганистан – 27, Индия – 15 и т.п.
* * * * *
По данным Ивановостата за 2022 год, в Ивановской области на 914 700 жителей региона приходилось 335 200 автомобилей. Из них 317 600 автомобилей — частные.
То есть получается, что почти что в самой нищей и вымирающей в России Ивановской области показатель количества машин на тысячу людей – выше(!), чем в среднем по стране. Может, это как раз со смертностью и связано? Число машин медленно растёт, зато население быстро сокращается…
Интересно, что за 17 лет — с 2005 по 2022 год – общее количество всех видов автотранспорта в Ивановской области (грузовиков, автобусов и легковушек) выросло почти В ДВА РАЗА.
* * * * *
Данный наглядный факт является для защитников существующего «процветания» одним из самых популярных аргументов.
«Плохо живём, говорите? А смотрите, сколько машин! Весь город утопает в иномарках, ступить негде, все дворы заставлены! Значит, есть у людей деньги, и живут они неплохо», — вещают эти «эксперты».
Но ведь совсем недавно, лет 20 назад сотовые телефоны тоже были всего у нескольких людей в нашем городе. А сейчас – почти у каждого, и это теперь — не показатель благополучия.
Это – первая, самая очевидная причина «автомобильного бума». Производительные силы постоянно развиваются, техника совершенствуется, и сегодня простая машина — действительно не роскошь, а средство передвижения.
Другое дело, что новых, качественных и, соответственно, дорогих машин сейчас на самом деле очень мало. И за рулём их сидят далеко не рядовые бюджетники и не обычные московские вахтовики.
А основную массу «автоизобилия» составляют сильно подержанные или бюджетные иномарки, да вазовский чермет, среди которого даже иногда ещё встречаются «гости» из Советского Союза.
* * * * *
Откуда же основное число автовладельцев берёт деньги на покупку своих «железных коней»?
Наиболее доступный для большинства простых смертных путь – автокредиты, навязываемые назойливой рекламой. Да, хорошо, всё-таки, стало жить, товарищи. Ничего не мешает взять в банке миллион на машину, чтобы вернуть ему же уже пару «лимонов». В такой комбинации в главном выигрыше оказываются банки и другие «кредитные организации». Это разве не признак глубокого экономического кризиса?
Другой путь – «накопить» на машину путём «вахт», переработок, путешествий за длинным рублём к чёрту на кулички, откуда человек приезжает как выжатый лимон, но зато с деньгами на машину. При здоровой экономике это нормально?
Другое дело — «непростые» граждане из числа высокопоставленных чиновников и коммерсантов. Они-то обходятся без кредитов, но и покупают не сильно подержанные «Жигули» затёртого года выпуска, а совсем другую технику. И часто не по одной машине на семью. Вместе же с массой остальных автовладельцев в среднем получается «изобилие»…
* * * * *
Но ведь, говорят, что есть у нас ещё и общественный транспорт. Для простых граждан – самое то. Вроде есть. Только где он? Автобусы в Вичуге и Вичугском районе, теперь подмятые одним монополистом, ездят, скажем так, редко и произвольно, как и когда захотят.
Междугородные автобусы ездят только там, где для их хозяина есть устойчивая прибыль. Нет прибыли – нет рейсов. Например, автобусы Вичуга-Шуя и Вичуга-Родники ходят нынче всего ТРИ РАЗА В НЕДЕЛЮ!
Может, кто-то не знает, но сегодня, в XXI веке, 5,1% населения Вичугского района постоянно проживает в таких «улусах», которые не имеют НИКАКОГО транспортного сообщения с «большой землёй». И данный факт официально признан властью.
В связи с этим, также надо сказать огромное «спасибо» нескольким последним губернаторам, что, в угоду частным интересам, за последние десятилетия полностью уничтожили ивановский трамвай, внутриобластное воздушное сообщение, почти полностью — речной транспорт, и опустили ниже плинтуса пригородный железнодорожный.
* * * * *
Вернёмся, однако, к автомобильному «изобилию», и скажем несколько слов о моральной деградации значительной части автовладельцев, поскольку кризис в экономике отражается и на поведении людей.
Дворы многоквартирных домов заставлены так, что на всё остальное места здесь почти не остаётся. Какие детские и спортивные площадки? Какие места для выгула собак? Какие скамейки для пенсионеров? Какие клумбы и «малые архитектурные формы»? Всюду сплошной автопром! Причём между самими автовладельцами борьба за место под солнцем ведётся порою не на жизнь, а на смерть.
Отдельное беспокойство вызывают граждане с пониженной планкой социальной ответственности, устраивающие с помощью своих машин и ночью, и днём «дискотеки» на всю улицу, организующие «автомойку» и «авторемонт» прямо во дворе МКД. Также очень «радует» вдруг взвывающая среди ночи сигнализация, которую в течение получаса слушают сотни людей, и слышат все, кроме хозяина машины.
Вообще – сигнализация, как дверной звонок в квартиру, дело личное. Если что-то случится с твоей машиной, это ведь твоя проблема, так? Почему же её должны разделять жители ещё трёх соседних пятиэтажек?
А ещё заполонившие всё и вся автомобили разбивают не рассчитанные на такие сверхнагрузки дороги (и так ежегодно ремонтируемые, в основном, по «распильно-откатной технологии»), ведут к колоссальному росту смертности и травматизма в ДТП, отравляют воздух, которого даже в небольших городах и посёлках, практически уже нет. Всё шумит, стучит, гремит, загазовано, отравлено и провоняло, как в автомастерской.
* * * * *
Выводы.
Автомобильный «бум» — это не показатель «развития» и «процветания», а большая беда современного общества. И справиться с ней можно только одним путём – всемерным и плановым развитием различных видов общественного транспорта.
Но эту проблему, как и сотни других, решить можно будет только тогда, когда общественные интересы будут стоять выше интересов личного кармана. Иначе нельзя.
М. Сметанин