35 лет тому назад, 4 июня 1989 года, под Уфой произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа (Ашинская трагедия), в которой, только по официальным данным, погибло 575 человек.
Катастрофа произошла в воскресенье 4 июня в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по мск) на Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирской АССР, в 11 километрах от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк.
В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье».
По официальным данным в катастрофе погибли 575 человек, по другим данным — 645, из них 181 – дети. Среди погибших — девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». Более 300 урн с прахом неопознанных в результате ожогов до степени обугливания людей были захоронены в братской могиле недалеко от места катастрофы. Ещё 623 человека получили ранения. В катастрофе пострадали жители из 45 регионов РСФСР и восьми союзных республик.
В память о погибших 5 июня 1989 года на территории СССР был объявлен однодневный траур.
* * * * *
Строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1 852 км было санкционировано постановлением Совета министров СССР №20451 от 19 января 1981 года и поручено Миннефтепрому и Мингазстрою.
Согласно постановлению, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983-1984 годах, но руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в газопровод. Пришлось срочно внести в первоначальный проект изменения, связанные с особыми требованиями транспортировки газа. Техническими правилами запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано.
Трасса трубопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе, в четырёх местах, электрифицированные. Среди них — Транссибирская магистраль с большим грузо- и пассажиропотоком. Трасса трубопровода на протяжении 273 км опасно сближалась (ближе, чем на 1 км) с железными дорогами, а также проходила близко к населённым пунктам.
* * * * *
В трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.
Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать причину нештатной ситуации, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера», потому что плотность их паров выше, чем у воздуха.
Машинисты проходивших до катастрофы поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильный запах газа, но этому не придали значения.
* * * * *
Два пассажирских поезда двигались с небольшим опозданием, и при отсутствии отклонений от графика они бы рядом с местом аварии не встретились. В поездах Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находились 1 284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.
4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому), в момент встречи двух поездов на перегоне между остановками 1708-й километр и 1712-й километр произошёл объёмный взрыв вытекшего газа.
Мощность взрыва была оценена в 250-300 тонн в тротиловом эквиваленте (ТНТ). По другим оценкам, мощность взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).
Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов. Сила взрыва была такова, что выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Возникший при взрыве гигантский пожар охватил территорию около 250 га. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва превысил 1000°C.
Взрывом было повреждено 37 вагонов и два электровоза, в том числе семь вагонов и оба электровоза — до степени списания. Были разрушены и выведены из строя рельсы и шпалы на протяжении около 300 метров, 30 опор и линии электроснабжения и связи на протяжении 17 км.
* * * * *
По свидетельствам выживших очевидцев трагедии, «то, что увидели, невозможно представить себе даже при больном воображении! Как гигантские свечи горели деревья, вишнёво-красные вагоны дымились вдоль насыпи. Стоял совершенно невозможный единый крик боли и ужаса сотен умирающих и обожжённых людей. Полыхал лес, полыхали шпалы, полыхали люди. Воздух превратился в пламя, ночная тишина – в стон…».
На месте было обнаружено 258 тел погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, 317 из них умерли в больницах. Всего погибли 575 человек (по неофициальным данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.
* * * * *
Сразу после катастрофы выжившие начали помогать друг другу покинуть вагоны и место трагедии. Часть раненых смогла самостоятельно добраться до ближайших населённых пунктов.
Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих сёл, в них же осуществлялась и временная эвакуация и первая помощь части пострадавшим. В дальнейшем на место прибыли медики из близлежащих городов (Аши, Златоуста, Уфы и Челябинска), воинские подразделения, авиация — вертолёты Ми-2 и Ми-8 и самолёты Ан-2. Эвакуация с места катастрофы погибших и раненых производилась автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом.
Трубопровод после катастрофы не восстанавливался и был демонтирован.
* * * * *
Из воспоминаний А. Годока, бывшего в 1989 году первым заместителем начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги:
«Надо же такому случиться — поезд, который шёл из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте — ничего бы не случилось. Трагедия в чём — в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там, в низинке скопился газ и произошёл мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно… Действительно, запах газа чувствовали и жители близлежащей деревеньки, и наши машинисты… Как показала проверка, скопление газа шло там в течение 20-25 дней. И всё это время там шли поезда! Что касается продуктопровода, выяснилось, что там не велось никакого контроля, несмотря на то, что соответствующие службы обязаны регулярно следить за состоянием трубы. После этой катастрофы появилась инструкция для всех наших машинистов: почувствовав запах газа — тут же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. Нужен был такой страшный урок…»
* * * * *
Как видим, причинами Ашинской трагедии посчитали преступную халатность соответствующих «стрелочников», да «роковые совпадения».
Однако если посмотреть, что происходило в СССР во время горбачёвской «перестройки» (1985-1991), то в совпадения как-то не очень верится:
— 10 июля 1985 года – самолёт Ту-154 (рейс Ташкент-Ленинград) разбился возле города Учкудук в Узбекистане, погибли 200 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа по числу жертв, произошедшая на территории СССР;
— 26 апреля 1986 года – авария на Чернобыльской АЭС, крупнейшая за всю историю атомной энергетики, погибло более 4 000 человек (в том числе от последствий облучения);
— 1 сентября 1986 года — вблизи Новороссийска затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», погибло 423 человека;
— 20 сентября 1986 года — захват двумя солдатами-дезертирами самолёта Ту-134 в аэропорту Уфы, погибло 6 человек;
— 3 октября 1986 года — гибель в Атлантическом океане советской атомной подводной лодки «К-219», 4 погибших;
— 7 августа 1987 года — крушение на станции Каменская, где тяжёлый грузовой поезд не сумел затормозить на крутом уклоне и, разогнавшись до скорости 140 км в час, въехал в хвост пассажирского поезда, погибло 107 человек;
— 8 марта 1988 года – захват семьёй Овечкиных самолёта Ту-154, во время штурма погибло 9 человек;
— 4 июня 1988 года – взрыв на железнодорожной станции Арзамас-1 состава, в котором находились три вагона со 120 тоннами взрывчатки, погиб 91 человек, уничтожен 151 дом, пострадали здания железнодорожного вокзала, электроподстанции, 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов;
— 16 августа 1988 года – из-за движения по аварийному участку пути без ограничения скорости в Калининской области произошло крушение скоростного пассажирского поезда «Аврора», 31 погибший;
— 4 октября 1988 года — взрыв на железнодорожной станции Свердловск-Сортировочный состава, перевозившего тротил и гексоген, 4 погибших и более 500 раненых;
— 1 декабря 1988 года — захват автобуса с детьми в Орджоникидзе;
— 7 декабря 1988 года — землетрясение в Спитаке (Армянская ССР), более 25 000 человек погибло, более 140 000 ранено, более 514 000 остались без крова;
— 7 апреля 1989 года — гибель в результате пожара атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море, 42 погибших;
— 4 июня (3 июня по мск) 1989 года — железнодорожная катастрофа под Уфой, 575 погибших.
М. Сметанин