Советская реактивная система залпового огня БМ-13 «Катюша» — один из наиболее узнаваемых символов Великой Отечественной войны. По своей популярности легендарная «Катюша» не уступает таким всем знаменитым образцам советского оружия как танк Т-34, самолёт-штурмовик ИЛ-2, автомат ППШ или «коктейль Молотова».
14 июля исполняется 80 лет самому первому боевому применению советской «Катюши», ставшей затем наиболее эффективной и самой массовой машиной подобного класса всей Второй мировой войны.
* * * * *
После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах.
В СССР создание ракетного оружия началось ещё в 1928 году, когда был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.
В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.
В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса. Была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1, но она оказалась неудачной.
В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяла быстро менять позиции после каждого залпа. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала 8 километров.
* * * * *
В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «Реактивный миномет БМ-13».
За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.
Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов к ним.
Артиллерийские части, вооруженные установками БМ-13, считались элитными, сразу после формирования они получали наименование гвардейских. Реактивные системы БМ-8, БМ-13 и другие официально назывались «гвардейскими минометами».
Новое советское оружие стало весьма неприятным сюрпризом для фашистов. Особенно сильное психологическое воздействие на них оказывал пиротехнический эффект применения снарядов: после залпа «Катюш» горело буквально все, что способно было гореть. Такой эффект достигался благодаря использованию в снарядах тротиловых шашек, которые при взрыве образовывали тысячи горящих осколков. Если же по одной площади работали сразу несколько РСЗО, то разрушительный эффект увеличивался за счет интерференции ударных волн.
Кроме прославленной РСЗО БМ-13, существовала и реактивная установка БМ-8, использовавшая ракеты калибра 82 мм, а со временем появились тяжелые реактивные системы, запускавшие ракеты калибра 310 мм.
Первые системы были созданы на базе автомобиля ЗиС-6, затем их устанавливали на машинах, полученных по «ленд-лизу», чаще всего на американских «Студебеккерах» (Studebaker US6). Кроме того, «Катюши» устанавливались на мотоциклы, аэросани, бронекатера, железнодорожные платформы, танки и т.п.
Чтобы понять насколько массовым оружием были «Катюши», достаточно привести две цифры: с 1941 по конец 1944 года советская промышленность изготовила 30 тысяч пусковых установок различных видов и 12 млн. снарядов к ним.
* * * * *
Теперь – отдельно о первом боевом применении «Катюш», связанном с именем недооценённого в своё время героя – командира первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии капитана И.А. Флёрова.
Несколько слов о нём самом.
Флёров Иван Андреевич родился 24 апреля 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области. Окончив земскую школу, работал сначала в селе, затем учеником слесаря на Боринском сахарном заводе.
В 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при чугунолитейном заводе в Липецке. Здесь же, как один из лучших выпускников школы, некоторое время работал мастером производственного обучения.
В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии, в артиллерийских частях. В 1933 году был призван на 45-дневные курсы командиров запаса и с того времени остался в армии. В 1939 году был зачислен слушателем командного факультета Военной артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского.
Участник Советско-финской войны 1939-1940 годов. Будучи командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве «линии Маннергейма», был награждён орденом Красной Звезды.
После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашиха Московской области.
* * * * *
В первые дни войны капитан Флёров был назначен командиром первой в Красной Армии особой батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея, вооружённая семью экспериментальными боевыми машинами на базе ЗИС-6 (позднее получившими название «Катюша») и одной 152-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт. Личный состав батареи составлял 198 человек.
Первое боевое применение «Катюш» произошло на территории Белоруссии.
80 лет тому назад — 14 июля 1941 года около 10 часов утра батарея Флёрова накрыла огнём скопление немецких войск на Базарной площади города Рудня.
Затем в этот же день в 15 часов 15 минут капитан Флёров дал команду открыть огонь по скоплению живой силы и танков фашистов на железнодорожной станции Орша. В 16-45 минут был произведён второй залп — по переправе через реку Оршицу.
Из радиодонесения Флёрова 14 июля: «Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».
После этого, в течение почти трёх месяцев(!) батарея Флёрова вела беспрерывные упорные бои на западном направлении.
2 октября батарея оказалась в окружении в Вяземском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150(!) километров. Командир сделал всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Однако когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты взорвать.
В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь Смоленской области. Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял последний бой. Под шквальным огнём бойцы взорвали все машины, ни одна из которых не досталась врагу.
Из первоначальной численности личного состава батареи в 198 человек, из окружения в пешем порядке к своим сумели выйти только 46 бойцов.
Будучи тяжело раненым, капитан Флёров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Из его последнего донесения: «7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи».
* * * * *
В первые послевоенные годы о судьбе батареи Флёрова не было стопроцентно достоверной информации, и сам он считался пропавшим без вести.
Затем в начале 1960-х годов И.А. Флёров, по инициативе командующего Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршала артиллерии К.П. Казакова, был представлен к званию Героя Советского Союза.
Однако 14 ноября 1963 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён лишь орденом Отечественной войны 1-й степени.
И только через полвека после Победы, 21 июня 1995 года указом президента РФ Б. Ельцина (как это ни странно!) «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне» капитану Флёрову Ивану Андреевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
* * * * *
Исключительная эффективность действий батареи капитана Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже к осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения уже в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.
Реактивная артиллерия активно применялась в битве под Москвой, «Катюши» уничтожали врага под Сталинградом, на Курской дуге, принимали участие в штурме Берлина и других операциях завершающего этапа войны.
Затем БМ-13 широко использовались китайскими добровольцами во время Корейской войны 1950-1953 г.г., в войнах во Вьетнаме (1955-1975) и даже в Афганистане (1979-1989).
Во второй половине ХХ века «Катюши» состояли на вооружении армий стран — участниц Варшавского договора, а также Албании, Алжира, Египта, Ирака, Сирии, КНР, КНДР, Кубы, Монголии и некоторых африканских стран.
По некоторым данным, до настоящего времени две машины БМ-13 ещё остаются на вооружении армии Украины.
* * * * *
И – несколько слов о происхождении самого названия «Катюша».
Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений.
Одно из них — по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша».
Также название могло быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта, так как установки выпускались заводом имени Коминтерна.
И, наконец, среди других снарядов, «Катюши» использовали и термитные (зажигательные) с маркировкой «КАТ» («Костикова автоматический термитный»), откуда и могло появиться соответствующее прозвище.
М. Сметанин