В ДЕБРЯХ АВТОГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ

Автомобиль – уже давно не роскошь. Но это средство передвижения доставляет владельцам слишком много проблем. И больше всего автомобилистов удручает даже не дорожающий бензин на фоне дешевеющей нефти, не «золотые» запчасти, стоимость ремонта и обслуживания машины, а всё, что связано с его страховкой.

Люди уже давно поняли, что всё, взятое на Западе, на нашей почве приживается с огромным трудом. Вот и с ОСАГО хотели как лучше, а получилось «по Черномырдину». Обязательное страхование автогражданской ответственности возникло в США в 20-х годах прошлого века. Через несколько десятилетий заокеанский опыт подхватили в Западной Европе. В нашей стране автогражданка появилась только с третьей попытки. Ни в 60-е годы, ни в 90-е законодатели идею не поддержали. ОСАГО заработало в России 1 июля 2003 года в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

И с тех пор нет покоя автовладельцам. То тарифы увеличиваются, то поправочные коэффициенты и размеры выплат меняются, то сам полис дорожает. А в этом году после новогодних праздников страховщикам пришлось обновить программу, с помощью которой они обрабатывают данные клиентов. И теперь на каждого уходит гораздо больше времени, чем раньше. И почему-то в Ивановской области вдруг стали дефицитными бланки ОСАГО. Из-за этого выросли очереди, а вместе с ними и недовольство владельцев авто.

Недавно знакомый из Кинешмы, едва подбирая цензурные слова, рассказал историю о своих ОСАГО-мытарствах:

«Человек я законопослушный, поэтому решил заблаговременно позаботиться о продлении автогражданки. Сразу после долгих новогодних выходных начал названивать в конторы различных страховых кампаний и выяснил, что полисы ОСАГО в Кинешме уполномочен выдавать только Росгосстрах Но полисов там не было. На мой телефонный вопрос последовал ответ, что запрет на их выдачу поступил из главного ивановского офиса Росгосстраха. Через несколько дней выдачу полисов всё-таки начали, однако образовалась огромная очередь. Я записался в общественную тетрадь почти четырёхсотым. Поскольку я безработный, то имею возможность приезжать в офис Росгосстраха каждый день. А каково тем, у кого нет свободного времени? Езжу туда как на работу, но очередь моя подойдёт ещё не скоро.

Сотрудники страховой компании всем недовольным клиентам предлагают самостоятельно оформить электронный полис ОСАГО. И я решил, что у меня всё получится. Однако система Российского Союза Автострахователей сразу же выразила мне недоверие, якобы я ввожу недостоверные данные. Через пару дней я с этой задачей справился. Действовать пришлось методом тыка. В итоге, как в какой-то интернет-игре, я прошёл все квесты и добрался до заветного ларчика. Но не тут-то было! Я не смог оплатить электронный полис ОСАГО ни по интернету, ни через банкомат. Оказывается, у меня не та банковская карта! На оформление нужной карты потребуется несколько недель. Да и платить за её обслуживание придётся 750 рублей в год! Поэтому, оказавшись по делам в областном центре, заехал в офис Росгосстраха на ул. 8 Марта. В очереди за заветной бумажкой сидело два десятка ивановских горемык. А приём вела всего одна сотрудница. Позвонил в офис на ул. Шубиных. Там сказали, что примут и иногороднего клиента, но очередь занимать лучше часа в 2 ночи. Поняв, что мне и там ничего не светит, уехал домой, не солоно хлебавши. Похоже, придётся мне ставить своего железного коня на прикол, пока не получу новый полис».

Вичуга мало чем отличается от Кинешмы. У нас единственный офис Росгосстраха (ул. 2-я Народная, д.1) в надежде получить заветный полис ОСАГО также штурмуют десятки разгневанных водителей автотранспортных средств. Оформлением этого вида страховок занимается всего один специалист. Вторую сотрудницу, говорят, оптимизировали. Предварительную запись ликвидировали, якобы, по просьбе клиентов. А живая очередь начинается тёмной ночью. Проспав до утра, можно надеяться только на удачу, потому приходится делать попытки несколько дней подряд. Мужики зло шутят, что пора при госстрахе открывать буфет, повесить в коридоре телевизор, поставить мягкие диваны, а на улице – биотуалет. Но было бы лучше и проще – посадить на оформление полисов ОСАГО ещё одного сотрудника.

Время – дороже денег, поэтому, не выдержав многочасовую пытку ожидания, некоторые владельцы автотранспортных средств идут на второй этаж офиса. И там без какой-либо очереди у дежурного агента оформляют заветный полис. Правда, вместе со страхованием жизни. Самый дешёвый вариант страховки, выплаты при которой производятся лишь в случае смерти автомобилиста, обходится клиенту в тысячу рублей (полис, по которому выплаты можно получить ещё при жизни застрахованного, стоит гораздо дороже). Люди, конечно, недовольны такой «нагрузкой». И считают, что Росгосстрах действует незаконно, навязывая дополнительную услугу.

И прокуратура с ними полностью солидарна – в соответствии со ст.30 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Но дело-то в том, что Росгосстрах ничего и не навязывает! Не хочешь переплачивать – не надо, занимай очередь ни свет, ни заря и жди. Но при этом и разъяснений не даёт, что полис ОСАГО может оформить любой страховой агент, услугами которого уже пользуются вичужане, застраховавшие своё имущество или жизнь. Если, конечно, что-то застраховано. И не только у агентов Росгосстраха, а и в других страховых компаниях. И сделают это быстро, в удобное время и совершенно бесплатно.

И без того накалённую обстановку ещё больше подогрела новость о замене полисов ОСАГО. В четверг 11 февраля руководитель Российского союза автостраховщиков объявил, что 1 июля будут введены новые бланки полисов – с гораздо более высокой степенью защиты. Что старые будут одномоментно заменены. Что это якобы позволит справиться с рынком поддельных полисов, которых мошенники изготовили и продали больше миллиона штук. Новость «наступила на больную мозоль» всем, кто уже раздобыл полис ОСАГО, потратив на это драгоценные часы и бесценные нервы в росгосстраховских очередях. Планы РСА обсуждали и проклинали. Ведь получается, что попытка выявить 2% поддельных полисов автогражданки станет наказанием для 98% законопослушных автомобилистов – им придётся все мытарства пройти ещё раз! И, несмотря на то, что на следующий день последовали разъяснения и опровержения, «осадочек остался». К тому же людям не верится, что удорожание бланков станет бременем лишь для страховых компаний. Жизненный опыт нашёптывает, что вслед за этим вырастет цена и самой страховки.

К тому же теперь не совсем понятно, что после появления новых бланков будет с электронными полисами ОСАГО, которые – в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.06.15 №529, оформляются через интернет и распечатываются на обычном принтере…

В общем, вопрос – когда же прекратятся все эти госстраховские безобразия, пока остаётся без ответа. Vichuganews.ru будет держать данную тему на контроле, и информировать своих читателей об изменении ситуации вокруг полисов «автогражданской безответственности».