«В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ… ВОЗМОЖНОСТИ СОЗНАТЕЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ»

100 лет назад — 26 декабря 1919 года – В.И. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности».

Значение этого документа огромно, и по последствиям его дальнейшей реализации вполне сопоставимо с такими достижениями советской власти первых десятилетий, как индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

И действительно, неграмотный человек ещё может пахать землю, управляться с лошадью или коровой. Но работать на фабрике или заводе, в больнице или магазине, управлять автомобилем или самолётом и т.п., без умения читать и писать нельзя.

А между тем, по данным последней в Российской империи переписи населения 1897 года, грамотных в стране на тот момент было в среднем не более 20-22%, а среди женщин – всего около 13%.

За 20 лет до Октябрьской революции это положение несколько улучшилось, но незначительно. Также надо учитывать, что во время переписи в число грамотных (то есть умеющих читать и писать на родном языке) нередко заносили и полуграмотных людей – умеющих лишь с грехом пополам читать и расписываться в документах.

Вот с таким «багажом» большевики приняли царскую Россию, и ясно, что без овладения хотя бы начальной всеобщей грамотностью, думать о строительстве коммунизма в такой и без того отсталой крестьянской стране, было бы полной утопией.   

* * * * *

Итак, ровно 100 лет назад Декретом «О ликвидации безграмотности» в советской России, а затем и в СССР начинается кампания так называемого ликбеза (аббревиатура из слов, вынесенных в название этого документа).

Декрет недвусмысленно обозначал то, ради чего затевался ликбез: «в целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны».

Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском (по желанию) языке.

Обучение это должно было вестись только в государственных школах, без какого-либо участия церкви, как это было повсеместно до революции.

Народному комиссариату просвещения и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных любых грамотных, не мобилизованных на фронт, граждан – «в порядке трудовой повинности», но «с оплатою их труда по нормам работников просвещения».

Больше же всего нагрузка по ликбезу легла на профессиональных педагогов, коммунистов, комсомольцев, активистов профсоюзного и женского движения. Для ликвидации безграмотности органы Наркомпроса могли «использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.». А «снабжающим органам» вменялось в обязанность «удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями».

Ещё интересный факт. Несмотря на то, что шла гражданская война, «обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы».

Всякие же саботажники и вредители, «уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы», — было сказано в декрете, — «привлекаются к уголовной ответственности».

* * * * *

В работу по ликвидации безграмотности, кроме её главного инициатора – В.И. Ленина, большой вклад внесли первый народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, сменивший его затем на этом посту уроженец Иваново-Вознесенска А.С. Бубнов, его заместитель – вдова Ленина, доктор педагогических наук Н.К. Крупская, председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский, основатель советской педагогической школы А.С. Макаренко и др.

КАЖДЫЙ населённый пункт с числом неграмотных свыше 15 человек должен был иметь свою школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения первоначально включала только чтение, письмо и счёт. Затем, в 1925/26 учебном году в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты.

В 1920-1924 годах, в помощь ликпунктам, вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — немы», а также стихотворения В.Я. Брюсова и Н.А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В.В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е.Я. Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых не только на русском, но и на других (порядка 40!) языках народов СССР.

* * * * *

До 1928 года в РСФСР и СССР было обучено грамоте около 10 млн. взрослых.

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами добровольцев из числа комсомольской молодёжи. К середине 1930 года число «культ-армейцев» достигло 1 млн., а число учащихся — 10 млн. человек.

В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное обучение. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. К 1936 году общее число обученных ранее неграмотных граждан достигло уже около 40 млн. человек.

По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. Цель, поставленная ленинским декретом 1919 года, была достигнута.

* * * * *

И последнее. Борьба с безграмотностью в нашей стране, как уже сказано, началась во время войны, голода и эпидемий, когда было вроде бы не до букварей и прописей. Но новая власть, судя по всему, была заинтересована в развитии самых широких масс населения, не пытаясь что-то скрыть от людей или каким-то образом затуманить им мозги.

Сравните же это с тем, что происходит сейчас, в XXI веке. Вспомните ЕГЭ, липовых медалистов, священников с кадилами на школьных линейках, полуграмотных «бакалавров» и «магистров», получивших свои «корочки» за деньги и т.п. Сравните, и сделайте выводы.

М. Сметанин