«ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ, РОВНО В 4 ЧАСА…»

В субботу 22 июня исполняется 78 лет со дня начала самой масштабной, кровопролитной и разрушительной войны в истории человечества, ставшей, прежде всего, наиболее яростной классовой схваткой между группой капиталистических стран во главе с фашистской Германией и первым в мире социалистическим государством – Советским Союзом.

* * * * *

Утром 22 июня 1941 года и в течение нескольких последующих дней в войну против СССР вступили Германия (включавшая в себя в это время территорию Австрии, Чехии, Польши и др.), Италия, Финляндия, Румыния, Венгрия, Словакия и Хорватия.

Также свои войска против СССР послала Испания, в составе добровольческих соединений СС на восточном фронте воевали граждане Франции, Великобритании, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландов и других стран.

Немного позднее в войну на стороне гитлеровцев включились военные формирования из бывших белогвардейцев-эмигрантов, казаков, прибалтийских нацистов, украинских бандеровцев, крымских татар, чеченцев, власовцев «Русской освободительной армии» и др.

Кроме того, были готовы вступить в войну, ожидая лишь благоприятного момента для этого, Турция и Япония.

* * * * *

Разработка плана войны с СССР велась по указанию Гитлера с июля 1940 года, а точная дата нападения была определена 30 апреля 1941 года.

18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву, получившую условное название «Вариант Барбаросса» и ставшую основным руководящим документом в войне против СССР.

Вооружённым силам Германии и союзников ставилась задача «разгромить Советскую Россию в ходе одной кратковременной кампании», то есть до наступления зимы – в течение 3-4 месяцев. Стремительными операциями с глубоким и быстрым продвижением танковых клиньев противник должен был уничтожить находившиеся в западной части страны советские войска и не допустить отхода боеспособных частей вглубь её территории. Основными направлениями были признаны московское и киевское. В дальнейшем фашистские войска должны были достичь линии, откуда советская авиация была бы не в состоянии совершать налёты на Третий рейх. Конечная цель кампании — выйти на линию Архангельск — Волга — Астрахань, создав там условия для авианалётов «на советские промышленные центры на Урале».

* * * * *

Из речи А. Гитлера 30 марта 1941 года (по дневнику начальника генштаба вермахта генерала Ф. Гальдера):

«Борьба двух идеологий… Огромная опасность коммунизма для будущего. Мы должны исходить из принципа солдатского товарищества. Коммунист никогда не был и никогда не станет нашим товарищем. Речь идёт о борьбе на уничтожение. Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьём врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность.

…Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции.

…Война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом на будущее. Командиры должны пойти на жертвы и преодолеть свои колебания…».

* * * * *

Перед началом боевых действий соотношение сил советских и фашистских войск в западной части страны было таким:

личный состав:

— СССР — 3,3 млн. человек

— Германия и союзники — 4,3 млн. человек

артиллерия:

— СССР — 59 787 орудий и миномётов

— Германия и союзники — 42 601 орудий и миномётов

танки и самоходная артиллерия:

— СССР — 15 687 единиц

— Германия и союзники – 4 171 единица

авиация:

— СССР — 10 743 самолётов

— Германия и союзники – 4 846 самолётов.

* * * * *

Однако, несмотря на превосходство Красной армии по основным показателям (в том числе и в качестве боевой техники), за исключением личного состава (по причине недоукомплектованности, в отличие от вермахта; после окончания мобилизации численность РККА должна была составить 8,9 млн. человек), фашисты на направлениях своих главных ударов имели многократное преимущество над непосредственно противостоявшими им советскими частями.

Также большую роль в поражениях Красной Армии в первые дни и недели войны играл фактор внезапности (так более 1000 советских самолётов были уничтожены 22 июня, даже не успев подняться в воздух) и недостатки, допущенные советским руководством накануне нападения.

* * * * *

Ещё с середины июня из Москвы в войска приграничных военных округов поступали указания о действиях на случай возможной фашистской агрессии, но они были непоследовательны и противоречивы.

В результате значительная часть сухопутных войск Красной Армии оказалась не готова к нападению врага.

Сыграло свою роль и то, что противнику удалось в значительной степени нарушить системы связи в приграничных районах. В результате штабы не имели возможности быстро передавать распоряжения в войска.

* * * * *

Ранним утром 22 июня 1941 года, в 3 часа, первые сапёры вермахта проникли на советскую территорию, а в 4 часа, после мощной артиллерийской подготовки, началось вторжение передовых частей, за которыми последовали главные силы. Немецкое наступление развернулось на фронте протяжённостью 3 тысячи километров, в трёх направлениях — на Ленинград, Москву и Киев. На морских коммуникациях Балтийского и Чёрного морей были развёрнуты подводные лодки, ставились минные заграждения.

* * * * *

Первыми достойно встретили врага советские моряки, поскольку, по личной инициативе наркома Военно-Морского флота СССР адмирала Н. Кузнецова, накануне войны были приняты действенные меры по повышению боеготовности Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а в ночь на 22 июня он отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и морской авиации.

22 июня в 3-06 начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И. Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолётам, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был самый первый боевой приказ дать отпор напавшим на СССР фашистским войскам в Великой Отечественной войне.

Также во всеоружии встретила врага и авиация ВМФ СССР, командующим которой на тот момент был уроженец Вичуги генерал-лейтенант С. Жаворонков.

* * * * *

На суше первый удар врага приняли на себя пограничники.

Утром 22 июня подверглись нападению гитлеровцев пограничные части и подразделения НКВД СССР, дислоцированные на западной границе.

Пограничники знали, что для задержания врага сил у них недостаточно, однако, они отстаивали границу до последней возможности. И тем самым ещё в июне 1941 года приближали будущую Победу.

Один из таких героев – уроженец Ивановской области, Герой Советского Союза лейтенант А. Лопатин, на начало войны — начальник 13-й погранзаставы 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда.

С утра 22 июня личный состав заставы под его командованием, обороняя государственную границу СССР, в течение 11 суток сдерживал в десятки раз превосходящие силы немецких войск. 29 июня Лопатин вывел из окружения женщин и детей, а сам с бойцами возвратился на заставу. В неравном бою 2 июля он и его подчинённые пали смертью храбрых.

* * * * *

Что касается основных сухопутных сил Красной Армии, то наиболее тяжёлое положение для них сложилось на центральном – белорусском – направлении.

Причиной этого стали ошибки и преступная халатность многих руководителей различного уровня, но, в первую очередь, ответственность за быстрое продвижение фашистов на Минск, затем на Смоленск, а в дальнейшем на Москву лежало на командующем Западным фронтом генерале Д. Павлове и его подчинённых, а также на начальнике Генерального штаба РККА, будущем «маршале Победы» Г. Жукове.

По итогам провальных итогов первых недель войны Павлов и ещё три генерала были расстреляны, а Жуков смещён с должности начальника Генштаба и назначен командующим Резервным фронтом.

Вместо него Генштаб возглавлял сначала маршал Б. Шапошников, а затем – с мая 1942 года и почти до конца войны — уроженец Вичуги, Дважды Герой Советского Союза маршал А. Василевский.

* * * * *

Название «Великая Отечественная война» стало использоваться в СССР в первый же день войны после обращения, озвученного Ю. Левитаном 22 июня 1941 года:

«Внимание, говорит Москва.

Передаём важное правительственное сообщение.

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!».

* * * * *

В этот же день, в 12-15 с более развёрнутым обращением на эту тему к советскому народу обратился народный комиссар иностранных дел В. Молотов, а 3 июля 1941 года – лидер партии и страны И. Сталин.

Вот цитата из сталинского обращения:

«Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма».

До Победы над ним ещё оставалось четыре долгих года…

М. Сметанин