Как писал в 1913 году В.И. Ленин, «такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».
И сразу же после Октябрьской революции, в течение буквально нескольких десятилетий, в советской России и в СССР для развития системы образования было сделано столько, сколько не делалось за несколько предыдущих столетий.
20 января (2 февраля) 1918 года Советом народных комиссаров был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
26 декабря 1919 года В.И. Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности».
14 августа 1930 года было принято постановление ЦИК СССР о введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в возрасте с 8 лет.
А ровно 90 лет тому назад, 15 мая 1934 года, в один день, было принято сразу два важнейших решения в сфере народного образования – «О структуре начальной и средней школы в СССР» и «О преподавании гражданской истории в школах СССР».
Вот на этих двух сталинских «школьных уроках» остановимся поподробнее.
* * * * *
Приведём текст первого из этих решений полностью:
«СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1934 года
О СТРУКТУРЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В СССР
- В целях обеспечения четкой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.
- В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней — 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней — 10 классов (с 1 по 10 включительно).
- Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счет от 1 класса до 10.
- Существующую в ряде школ для детей 7-летнего возраста так называемую нулевую группу переименовать в приготовительный класс.
- Предложить Госплану Союза ССР представить в СНК Союза ССР план ускоренного развития сети средних школ.
- Установить, что окончившие неполную среднюю школу имеют право преимущественного поступления в техникумы, а окончившие среднюю школу имеют право преимущественного поступления в высшие учебные заведения.
- Заведующими начальными школами назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили педагогический техникум, имеют трехгодичный стаж педагогической работы и получили надлежащую аттестацию со стороны соответствующих местных органов народного образования.
- Заведующих начальными школами назначать наркомпросам союзных и автономных республик по представлению местных органов народного образования.
- Заведующих неполными средними и средними школами именовать директорами.
- Директорами неполных средних и средних школ назначать впредь лишь тех педагогов, которые успешно окончили высшее педагогическое учебное заведение и имеют трехгодичный стаж педагогической работы.
- Директоров неполных средних и средних школ назначать наркомпросам союзных и автономных республик.
- Воспретить лиц, имеющих специальное педагогическое образование, назначать на другую, не по специальности работу.
Председатель СНК СССР В. МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б) И. СТАЛИН».
* * * * *
Здесь главное, как сказано, установление «четкой организационной структуры и порядка» во всех школах СССР, разделение их на три ступени – начальную, неполную среднюю и среднюю.
Очень важно – «представить в СНК Союза ССР план ускоренного развития сети средних школ».
И, наконец, повышение статуса педработников. И не только переименованием заведующих в директоров, но и тем, что эти руководители на местах назначались аж из самой Москвы, как прокуроры. Такого ни до этого, ни позже, не было никогда.
* * * * *
И в тот же день, 15 мая 1934 года, В.М. Молотов и И.В. Сталин подписали ещё одно постановление, давшее «зелёный свет» преподаванию истории в советских школах.
Дело в том, что после революции история, как российская, так и всемирная, в советских школах по понятным причинам вообще не преподавалась. Учить по-старому было нельзя, а для нового ещё не был накоплен соответствующий методический потенциал, не хватало новых учебников и преподавателей-профессионалов. Кроме того, до начала 30-х годов в СССР господствовала историческая школа М.Н. Покровского, который декларировал принципиальный отказ от структурированного и поэтапного изучения истории. Покровский говорил, что «История – есть политика, опрокинутая в прошлое», и историю заменило обществознание с небольшими, самыми сжатыми вкраплениями исторических эпизодов. Таким образом, свыше 10 лет в СССР изучение истории в школах было если и не забыто, то отодвинуто на второй план.
* * * * *
Выдержки из постановления о преподавании истории:
«СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП (б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 1934 года
О ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ СССР
…Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории.
В соответствии с этим Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП (б) постановляют:
- Подготовить к июню 1935 года следующие новые учебники по истории:
а) история древнего мира;
б) история средних веков;
в) новая история;
г) история СССР;
д) новая история зависимых и колониальных стран.
…3. В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего приема на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет.
Председатель СНК СССР В. МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б) И. СТАЛИН».
* * * * *
После выхода в свет этого постановления был объявлен конкурс на лучший учебник истории и соответствующий школьный учебный курс. На конкурс, проводившийся в течение двух лет, было представлено более 40 вариантов.
В итоге была выбрана работа коллектива авторов Московского педагогического института под руководством А. Шестакова. Автором школьного курса стала А. Панкратова, глава института истории АН СССР, которой удалось создать простой и достаточно взвешенный курс школьной истории.
Учебник Шестакова переиздавался 25 раз, Панкратовой – 22 раза. Пережив и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, эти учебники с небольшими изменениями дожили до 90-х годов. Во многом именно эти учебники стали культурно-историческим стержнем, сформировавшим несколько поколений советских людей, помогли выиграть войну, заново отстроить страну, осуществить прорыв в космос, и добиться множества других впечатляющих успехов.
М. Сметанин