ДЕЛО КОНОВАЛОВЫХ

75 лет тому назад, 28 января 1949 года, в Париже скончался Александр Иванович Коновалов — выдающийся российский предприниматель, благотворитель, политический и общественный деятель, министр торговли и промышленности Временного правительства, владелец фабрик в Вичуге (Бонячках) и Каменке.

* * * * *

В 1812 году крепостной крестьянин помещика Хрущова Пётр Кузьмич Коновалов организовал в селе Бонячки Кинешемского уезда небольшое красильное заведение, в котором работало сначала около 50 человек. В 1824 году, разбогатев, он выкупился на свободу, став затем купцом 2-й гильдии.

После смерти П.К. Коновалова в 1846 году, в «дело» вступил его сын – Александр Петрович. К этому времени предприятие в Бонячках было уже не только красильным, но и бумагопрядильным. Коноваловские ткани продавались на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, на Урале и в Средней Азии, а число работающих на предприятии превысило 200 человек. При А.П. Коновалове, в 1857 году здесь была установлена вторая в Костромской губернии паровая машина, красильное производство в 1870 году переведено на вновь открытую фабрику в Каменке. В 1871 году, благодаря стараниям Александра Петровича, через Вичугу прошла железная дорога Иваново-Кинешма, а в 1887 году он, один из первых в России, телефонизировал свои фабрики, соединив телефонной линией Каменку с Бонячками. Также при А.П. Коновалове в селе, ставшем затем центром Вичуги, появились кирпичные «рабочие казармы», общественная баня, парк, «коноваловский» пруд и др.

В 1889-1897 г.г. хозяином предприятия был сын Александра Петровича – Иван Александрович. Он значительно расширил и переоснастил производственные мощности, построил прядильную фабрику, превратив предприятие в комбинат с замкнутым циклом производства: прядение-ткачество-отделка.

В 1897 году предприятие из единоличного было преобразовано в паевое «Товарищество Мануфактур Ивана Коновалова с Сыном». В состав правления вошёл сын Ивана Александровича – Александр.

* * * * *

Александр Иванович Коновалов (на фото) родился 17 (29) сентября 1875 года в Москве. Окончил гимназию в Костроме. В 1894 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, но спустя полтора года бросил его, после чего уехал в Германию, где через два года окончил профессионально-техническую школу прядения и ткачества в Мюльгаузене.

За время его руководства предприятием произошло значительное расширение производства. В 1912 году, по сравнению с 1894-м, почти удваивается количество прядильных веретён, в 1915-м вводится в строй новый ткацкий «бетонный» корпус (ставший впоследствии символом фабрики и одним из символов Вичуги — на фото вверху).

Возросла численность работающих — если в 1890 году она составляла около 2 200 человек, то к 1912-му достигла 6 000 рабочих и служащих – 5000 в Бонячках и 1000 в Каменке.

В начале ХХ века торговые отделения «Товарищества» открываются в Минске, Коканде, Ташкенте, Ростове-на-Дону, Владивостоке и Варшаве.

К 1912 году сумма основного капитала Товарищества Коноваловых достигла 7 млн. рублей.

* * * * *

Надо отметить, что успехи коноваловской фирмы были вызваны не только предпринимательским талантом Александра Ивановича, но и тем, что, во-первых, он начинал не на пустом месте, а получил в наследство уже отлаженное производство, и, во-вторых, лоббированием им своих коммерческих интересов в госструктурах, в годы русско-японской и особенно первой мировой войны.

Известна активная лоббистская работа Коновалова в так называемом Центральном Военно-промышленном комитете Госдумы, который занимался распределением военных заказов. Понятно, что во время войны, по сравнению с мирным временем, потребность в тканях для обмундирования армии возрастала многократно.

Как говорится, кому война, а кому – мать родна.

* * * * *

Также, как известно, коноваловские фабрики славились и «блестящей постановкой рабочего вопроса».

Ещё в 1900 году Коновалов ввёл на своих фабриках 9-часовой рабочий день, запретил труд малолетних, в 1915 году средняя зарплата здесь составляла 32 рубля в месяц, когда как в целом по текстильным предприятиям Костромской губернии – не более 20 рублей.

В Вичуге были построены бесплатные казармы для одиноких и семейных рабочих, два посёлка из отдельных домов (они продавались работникам в рассрочку на 12 лет), а также коттеджный посёлок около больницы для служащих фабрики.

Кроме того, по инициативе Коновалова были построены: двухклассная школа для детей рабочих, бесплатные ясли на 160 детей, библиотека-читальня, приют для престарелых рабочих, реальное училище в Кинешме, шоссе до Семигорья и Свято-Воскресенская церковь. Были организованы сберегательная касса и потребительское общество.

В 1912 году, к столетию фирмы Коноваловых, было построено новое здание больницы и родильного приюта. Последний крупный социальный проект Александра Коновалова — Народный дом в Вичуге, строительство которого было начато в 1915 году, и завершено уже после революции.

Всё это способствовало «отсутствию забастовок по причинам недовольства зарплатой или другими социально-бытовыми условиями».

* * * * *

Начало политической биографии А.И. Коновалова связано с его деятельностью на местном уровне. До 1907 года он являлся лидером кинешемских и костромских деловых кругов, неоднократно председательствуя на разнообразных совещаниях местных фабрикантов.

Затем имя Коновалова начинает звучать и в масштабах России. В 1908-1911 годах он — заместитель председателя Московского биржевого комитета. Входил в состав учредителей Московского банка Рябушинских, Русского акционерного льнопромышленного общества, был председателем совета Российского взаимного страхового союза.

Осенью 1912 года Коновалов был избран депутатом Государственной Думы России, где стал одним из лидеров так называемого «Прогрессивного блока», вобравшего в себя либеральное крыло русской буржуазии. Это политическое объединение было настроено оппозиционно по отношению к царскому правительству, и взгляды Коновалова в этот период становятся весьма радикальными.

В июне 1913 года Коновалов внёс в Думу законопроект по рабочему вопросу, предусматривавший охрану труда женщин и малолетних, строительство жилищ для рабочих, страхование по инвалидности, старости и др.

В 1914 году был сторонником объединения всех оппозиционных сил (вплоть до большевиков) для противодействия политике правительства.

Выступая в Думе 16 декабря 1916 года, он заявил, что «власть находится в руках недостойных лиц… власть, развращённая влиянием и воздействием на неё всяких ничтожеств и проходимцев… Должно быть покончено с политической системой, грозящей создать неисчислимые бедствия: безответственная власть дезорганизует, она ослабляет, она обессиливает страну. Долг Государственной Думы – неуклонно, настойчиво продолжать борьбу с действующим режимом».

Также в этот период известны симпатии Коновалова к таким деятелям левого толка как его двоюродный брат, социал-демократ Ф.И. Щеколдин, депутат Госдумы большевик Н.Р. Шагов и писатель А.М. Горький.

* * * * *

В ходе Февральской революции, 2 марта 1917 года Коновалов был назначен министром торговли и промышленности Временного правительства.

Но уже в мае подал в отставку, выступив против силового подавления выступлений леворадикальных (в том числе большевистских) политических сил. Сторонник компромиссов между предпринимателями и рабочими при сохранении свободы частной инициативы в промышленности.

В июне 1917-го участвовал в работе I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в июле перешёл из партии прогрессистов в партию кадетов, а с 25 сентября вновь стал министром торговли и промышленности Временного правительства, а также заместителем премьер-министра А.Ф. Керенского.

25 октября (7 ноября) 1917 года в политической карьере Коновалова наступил «звёздный час» — после отъезда (бегства) Керенского из Петрограда, он возглавил Временное правительство, проведя его последнее заседание, то есть де-юре стал руководителем страны. Правда, продолжалось это меньше суток. В 2 часа ночи 26 октября он, вместе с другими министрами был арестован и помещён в Петропавловскую крепость.

* * * * *

В феврале 1918 года Коновалов был освобождён и вскоре уехал за границу, во Францию. Одновременно с этим, 2 февраля был издан декрет Совета Народных комиссаров, подписанный лично В.И. Лениным, который «постановил конфисковать всё имущество фабрик «Коновалова» в Костромской губернии… и объявить его собственностью Республики».

По иронии судьбы, первым народным комиссаром советского правительства (фактически тоже министром), и также «по делам торговли и промышленности», сменившим на этой должности Коновалова, стал В.П. Ногин, имя которого затем в течение многих десятилетий носила прядильно-ткацкая фабрика в Вичуге, ранее принадлежавшая А.И. Коновалову.

Поселившись во Франции, Коновалов занимался журналистикой в ведущей газете русской эмиграции «Последние новости», был одним из руководителей «Российского земско-городского союза», занимавшегося устройством русских эмигрантов за рубежом, а порой даже выступал с сольными концертами как пианист-виртуоз, основав в 1932 году Русское музыкальное общество за границей.

После начала второй мировой войны и оккупации Парижа фашистами, Коновалов бежал в Португалию, затем с июня 1941 года поселился в США, в Нью-Йорке. В 1947 году вернулся в Париж, где вскоре умер. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Также изменяется и наша оценка происходящих когда-то событий и участвовавших в них людей.

Но, как бы то ни было, Александр Иванович Коновалов остаётся одним из самых известных и выдающихся наших земляков.

М. Сметанин

 

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU