В чём принципиальная разница между тем, о чём говорят нынешние власти, и что думает по этому поводу большинство населения?
В том, что какую бы сферу нынешней жизни не взять, да почти любую, первые говорят о «развитии», «модернизации», или, на худой конец, о «стабильности».
А вторые видят сплошь и рядом развал, обнищание, деградацию, замаскированные показухой и пустословием…
Сегодня – 1 сентября, День Знаний. Повод в очередной раз оглянуться назад, и сравнить советскую систему образования, которой, к сожалению, нет вот уже тридцать лет, и нынешнюю российскую.
Что изменилось за это время?
* * * * *
Цель образования.
В СССР образование называлось «народным» и неспроста, так как главной целью всей системы – от яслей до академий – была подготовка и воспитание творческой личности, обладающей не только и столько глубокими знаниями, сколько умениями самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, иметь собственные убеждения и точку зрения. И в то же время – уметь жить и работать в коллективе, ставя общественное выше личного.
А вот цитата недавнего министра образования и науки РФ Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».
Чтобы умел, то есть, пользоваться холодильником, смартфоном и интернетом…
* * * * *
Материально-техническая база.
В СССР строительство детских садов, школ, ПТУ, техникумов и вузов было поставлено на поток, ежегодно в строй вводились тысячи новых объектов. Оснащение необходимым оборудованием, мебелью и текущий ремонт производились за счёт государства или госпредприятий, и были обычной рутинной работой.
Сейчас, несмотря на открываемые с помпой новые учреждения, в основном, в больших городах, общее количество учебных заведений неуклонно сокращается. Так только за 15 лет (2000-2015), и только в Ивановской области количество школ сократилось с 517 до 282, государственных вузов – с 8 до 6. А те здания, что есть, ветшают и рушатся. Обычные ремонтные работы или приобретение мебели пиарятся как подвиги чиновников и депутатов-коммерсантов.
Некоторые недалёкие граждане любят ещё сравнивать техническое оснащение нынешних школ с советскими, мол, раньше только стол, стул и доска, а нынче и компьютеры, и другие всякие гаджеты. Так ведь пятьдесят лет назад и в америках с европами тоже никаких компьютеров не было. Техника развивается, но с ней вместе должны развиваться и мозги, а вот с этим теперь проблемы.
* * * * *
Учитель.
Воспитывать детей, давать им знания, развивать умения и навыки должен именно он. А для этого ему должны быть созданы необходимые условия.
В СССР учитель получал от государства бесплатное высшее образование, гарантированное рабочее место с достойной зарплатой, бесплатное жильё, различные льготы и привилегии. И чувствовал заботу о нём государства, уважение учеников, родителей и всего общества.
Сейчас же капитализм довёл учителя до состояния затюканного, полунищего «предоставителя» «государственных образовательных услуг».
Нынешняя зарплата педагога – это позор власти. Отсюда и отношение населения и, особенно, молодёжи к учительской профессии, представителей которой они считают «по жизни неудачниками», которым, если они недовольны, надо «идти в бизнес».
Кроме этого, в нынешней школе и в других образовательных заведениях пишутся тонны бесчисленных, никому не нужных и постоянно меняющихся бумаг, здесь «ученик всегда прав», здесь постоянно собираются деньги с родителей «на нужды школы», а директор получает в 2-3 раза больше рядовых учителей.
Также приходится признать, что педагоги(!) сегодня стали основным «орудием» в деле подтасовок и махинаций на выборах всех уровней. И получается, что сегодня он учит детей «разумному, доброму, вечному», а завтра за толику малую совершает уголовное преступление…
* * * * *
Ученик.
Соответственно и ученик советской эпохи был под стать учителю – стремился больше узнать, овладеть умениями и навыками, а самое главное – подготовиться к будущей взрослой жизни. И многое из школы в этой дальнейшей жизни ему действительно пригодилось. Можно было с годами забыть какие-то формулы или теоремы, но умение жить и работать в коллективе, навыки общения и взаимовыручки у многих учеников той поры остались навсегда.
Сегодня капитализм, превративший образование в услугу, а отношения между учителем и учениками в товарно-денежные, разделил на классы даже детей. Этот лузер-двоечник, у него мать — медсестра, отец – работает на фабрике. А вот тот – сын депутата и бизнесменши – очень даже способный ребёнок, тянет на золотую медаль… В наше время школьник или студент – только лишь ёмкость для загрузки информации, а его родители – плательщики за эту «услугу».
* * * * *
Система образования.
В Советском Союзе существовала именно система: всё образование было государственным, бесплатным (кроме частично периода 1940-1956) и многоступенчатым, причём все ступени были тесно связаны между собой. Ясли — детский сад – начальная школа – 8 классов – 10 классов – ПТУ – техникум – вуз. Плюс дополнительное образование, внеклассное и внешкольное воспитание (кружки, секции и т.п.), система оздоровительных учреждений и мощная «цементирующая» идеологическая составляющая в лице пионерии и комсомола. И всё работало на единую цель.
А что сейчас? Учреждения частные и государственные, платные и формально бесплатные, привилегированные и «для всех остальных», муниципальные, областные и федеральные. Винегрет, короче. А для «особо одарённых» детей (богатых родителей) – учёба за границей.
* * * * *
Школьные программы.
В соответствии с целью образования, в единой школьной программе СССР подбирались и учебные предметы. Считалось, что советский человек ещё со школы должен иметь прочные начальные знания как в технической и естественнонаучной сфере (физика, химия, биология), так и в гуманитарной (история, литература, языки). Кроме того, уделялось большое внимание физической культуре и трудовому воспитанию. Для воспитания с юных лет защитника страны имелся такой экзотичный по нынешним временам предмет как начальная военная подготовка (НВП). А в сталинские годы в средней школе были даже такие предметы как логика, психология, чистописание и др. В то же время церковь была категорически отделена от школы, и ничего подобного современным «Основам православной культуры» в школьной программе тогда не было, и не могло быть в принципе.
В современной России из школьной программы исчезли не только логика и НВП, но и даже, например, астрономия. Действительно зачем «потребителю» на звёзды смотреть, его дело маленькое – работай на дядю, и не задавай лишних вопросов. В программе по литературе сократили Пушкина и Маяковского, но зато изучают Солженицына. То же происходит и с преподаванием истории, где старательно затушёвывается советский период, и превозносится «Россия, которую мы потеряли» до 1917 года. А сам День знаний не обходится теперь без полицейского в маске, а то и без священника со «святой водой».
* * * * *
Экзамены.
Основными способами проверки знаний и умений учащихся в советской школе были устный экзамен и сочинение. Причём даже не столько суммы знаний, сколько навыков рассуждать, искать причины и делать самостоятельные выводы. То есть думать.
Сейчас же знания проверяются с помощью «Единого государственного экзамена» (ЕГЭ). Сдать его «на отлично» может и дебил, если повезёт или «помогут». А нормальный, самостоятельно мыслящий и эрудированный ученик может и не сдать. Если, например, занервничает от самой обстановки ЕГЭ, которая с полицией, металлодетекторами и обысками напоминает не школу, а зону строгого режима. Но даже и школьник-отличник, «поступивший» в нормальный вуз, зачастую вынужден переучиваться заново, так как базы знаний у него практически нет.
* * * * *
Выводы.
Кто-то ещё считает, что современная система образования «развивается» и «модернизируется»?
Если такие люди есть, то они либо не в теме, либо в доле…
М. Сметанин