ДЕНЬ ЗНАНИЙ: ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Сегодня 1 сентября – День Знаний. Внешне всё выглядит красиво и трогательно: цветы, белые банты, пахнущие свежей краской отремонтированные школьные кабинеты…

Однако если хоть немного поглубже вникнуть в проблемы современного образования, то станет ясно – система тяжело больна. И в Вичуге, и в Ивановской области, и в стране в целом. А 1 сентября, если и остаётся праздником, то праздник этот – со слезами на глазах…

А ведь не так давно, какие-нибудь 30 лет тому назад всё было совсем иначе, и советскую систему образования не только мы, но и наши западные «партнёры», считали лучшей в мире.

Вспомним же те годы, и сравним с днём сегодняшним…

Цель образования.

В СССР образование называлось «народным» и неспроста, так как главной целью всей системы – от яслей до академий – были подготовка и воспитание творческой личности, обладающей не столько глубокими знаниями, сколько умениями самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, иметь собственные убеждения и точку зрения.

А вот цитата недавнего министра образования РФ Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Чтобы умел, то есть, пользоваться холодильником и телевизором.

Система образования.

В Советском Союзе существовала именно система: всё образование было государственным, бесплатным и многоступенчатым, причём все ступени были тесно связаны между собой. Ясли – детский сад – начальная школа – 8 классов – 10 классов – ПТУ – техникум – вуз. Плюс дополнительное образование, внеклассное и внешкольное воспитание (кружки, секции и т.п.), система оздоровительных учреждений и мощная «цементирующая» идеологическая составляющая в лице пионерии и комсомола. Всё, как уже сказано, работало на единую цель.

А что сейчас? Учреждения частные и государственные, платные и формально бесплатные, привилегированные и «для всех остальных», муниципальные, областные и федеральные. Винегрет, короче. А для детей особо богатых (больше наворовавших) граждан – учёба за границей.

Деньги.

Как только что было сказано, советское образование было полностью бесплатным. Полностью! Бесплатным! Для всех! Критерием успеха были, в основном, собственные мозги. Был и блат, но с ним боролись. Особенно успешно – до 70-х годов прошлого века.

Нынче же платным является всё образование. Или официально, как частные вузы, или полуофициально – через детсадовские и школьные поборы на ремонт, охранников, учебники, канцтовары и т.п. А ещё есть репетиторы, курсы по подготовке к ЕГЭ, а также банальные взятки. Например, за устройство ребёнка в детский сад или в первый класс школы поближе к дому.

Школьные программы.

В соответствии с целью образования, в единой школьной программе СССР подбирались и учебные предметы. Считалось, что советский человек ещё со школы должен иметь прочные начальные знания как в технической и естественнонаучной сфере (физика, химия, биология), так и в гуманитарной (история, литература, языки). Кроме того, уделялось большое внимание физической культуре и трудовому воспитанию. Для воспитания с юных лет защитника страны имелся такой экзотичный по нынешним временам предмет как начальная военная подготовка (НВП), в ходе преподавания которого ученики старших классов даже стреляли из автомата Калашникова. А в сталинские годы в средней школе был такой предмет как логика, который сейчас преподаётся только в некоторых вузах.

В современной России из программы исчезли не только логика и НВП, но и даже, например, астрономия. Действительно зачем «потребителю» на звёзды смотреть, его дело маленькое – работай и деньги трать. В школьной программе по литературе сократили «несовременных» Пушкина и Маяковского, но зато изучают предателя Солженицына. То же происходит и с преподаванием истории, где старательно затушёвывается советский период в развитии нашей страны, и превозносится «Россия, которую мы потеряли» до 1917 года. А ещё у нас теперь в школы активно проникает религия, которой с астрономией, а также с физикой, химией, биологией и реальной историей, понятное дело, не по пути.

Экзамены.

Основными способами проверки знаний и умений учащихся в советской школе были устный экзамен и сочинение. Причём проверки даже не столько суммы знаний, сколько навыков рассуждать, искать причины и делать самостоятельные выводы. То есть думать.

Сейчас же знания проверяются с помощью «Единого государственного экзамена» (ЕГЭ). Сдать его «на отлично» может и дебил, если повезёт или помогут. А нормальный, самостоятельно мыслящий и эрудированный ученик может и не сдать. Если, например, занервничает от самой обстановки ЕГЭ, которая с полицией, видеокамерами, металлодетекторами и обысками напоминает не школу, а зону строгого режима. Но даже и ЕГЭвист-отличник, «поступивший» в нормальный вуз, зачастую вынужден переучиваться заново, так как «базы» у него практически нет.

Учитель.

Владимир Ильич Ленин, пусть кого-то нынче и воротит от ссылок на таких классиков, говорил, что «народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, и не стоит, и не может стоять в буржуазном обществе… К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное – над поднятием его материального положения». Что самое интересное – так и было. Учитель получал бесплатное высшее образование, гарантированное рабочее место, жильё(!), зарплату, на которую, не залезая в кредиты, мог не только достойно жить, но и летом съездить в Крым в отпуск.

А нынче: «идите в бизнес», полторы ставки не ради жизни, а выживания для, ужасающее финансовое расслоение между рядовыми учителями и чиновниками от образования, привлечение к махинациям на выборах под страхом увольнения, и бумаги, бумаги, бумаги… Горы никому не нужных, кроме минобразина, бумаг. Очень тяжело сегодня учителю.

Ученик.

Соответственно и ученик советской эпохи был под стать учителю – стремился больше узнать, овладеть умениями и навыками, а самое главное – подготовиться к будущей взрослой жизни. И многое из школы в этой дальнейшей жизни действительно пригодилось. Можно было с годами забыть какие-то формулы или теоремы, но умение жить и работать в коллективе, навыки общения и взаимовыручки, и привычка ставить общее выше личного у многих учеников той поры остались навсегда.

Сегодня проклятый капитализм, превративший образование в услугу, а отношения между учителем и учениками в товарно-денежные, разделил на классы даже детей. Этот лузер-двоечник, что с него взять, у него мать – медсестра, а отец работает на фабрике. А вот тот – сын депутата и бизнес-леди – «очень даже способный ребёнок, тянет на золотую медаль»… В наше время школьник или студент – ёмкость для загрузки информации, а его родители – плательщики за эту «услугу».

Цифры и факты.

До этого говорилось о качестве современной системы образования. А вот данные официальной статистики по Ивановской области, свидетельствующие и о количественной её деградации.

Показатели

На 1 сентября 2000 года

На 1 сентября 2015 года

Число дневных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций

517

 

282

 

В них обучающихся, тысяч человек

147,6

91,2

Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании – всего, тыс. человек

16,2

 

7,3

 

Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем полном общем образовании – всего, тыс. человек

9,9

 

3,6

Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего профессионального образования

8

 

6

 

Численность студентов,

тысяч человек

39,5

 

29,7

 

Вывод.

Кто-то ещё считает, что наша современная система образования «развивается» и «модернизируется»?

Если такие люди есть, то они либо не в теме, либо в доле…