150 лет назад — 5 (17) февраля 1871 года — была пущена в эксплуатацию железная дорога Иваново-Кинешма.
Этому важнейшему для последующего экономического развития северо-восточной части образованной в 1918 году Иваново-Вознесенской губернии (затем Ивановской области) событию предшествовали и благоприятствовали следующие обстоятельства.
* * * * *
После отмены в 1861 году крепостного права в Российской империи началось бурное развитие капитализма, характеризующееся ростом промышленного производства и связанной с ним транспортной инфраструктуры, в первую очередь, железных дорог.
На территории будущей Ивановской области во второй половине XIX века сформировалось три крупных промышленных района: Иваново-Вознесенский, Шуйский и Кинешемский (с входящими в последний вичугскими и родниковскими предприятиями). Причём первые два района входили в состав территории тогдашней Владимирской губернии, а третий, Кинешемский – в состав Костромской.
Быстро растущая промышленность, в первую очередь, текстильная, требовала постоянного подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Часть транспортных «забот» «брала на себя» Волга, но, во-первых, не вся промышленность была расположена вблизи её; а, во-вторых, мощности речного транспорта было недостаточно.
Требовалось строительство железных дорог.
* * * * *
После постройки в 1868 году Московско-Нижегородской железной дороги от станции Новки (перед мостом через Клязьму у Коврова) была построена ветка на север, ведущая на Шую, а от неё — на Иваново, которое на тот момент было ещё селом, получившем в результате этого железнодорожное сообщение с центром своей губернии — Владимиром.
Затем встал вопрос о продолжении строительства этой ветки в Костромскую губернию — к волжским берегам. Рассматривались разные варианты, какой из городов сделать конечным пунктом продления стальной магистрали. В качестве кандидатов были как сама Кострома, так и её города на берегу Волги — Плёс, Кинешма и Юрьевец. Ко всем трём последним городам дорогу планировалось вести через село Родники.
Первоначально симпатии губернских и столичных чиновников склонялись к Плёсу, но, благодаря усилиям вичугского фабриканта А.П. Коновалова, агрессивно продвигавшем свой текстильный бизнес в Бонячках (центр современной Вичуги) и в Каменке, и пустившем в ход всё своё влияние (говорят, вплоть до взяток), в 1871 году железнодорожная линия прошла совсем не так, как первоначально намечалось.
Во-первых, не на Плёс, а на Кинешму, а во-вторых, не через Родники, а через «станцию Вичуга», получившую своё название не от города (которого ещё не было), а от расположенного в 5 верстах одноимённого села – ныне посёлок Старая Вичуга.
* * * * *
В итоге в 1869-1871 годах дорога Иваново-Кинешма была построена. Первый состав прошёл по ней 5 (17) февраля 1871 года. В этом же году село Иваново, благодаря, в том числе, и новой железной дороге, получило статус безуездного города в составе Владимирской губернии, и новое название – Иваново-Вознесенск.
И, уже став Иваново-Вознесенском, город получил впоследствии железнодорожную связь с Санкт-Петербургом, Ярославлем, Нерехтой, Середой (ныне Фурманов), Тейковом, Юрьев-Польским.
Что же касается другой конечной станции этой магистрали – Кинешмы, то здесь вообще сложилась анекдотичная ситуация, когда в Костромской губернии (в состав которой входила Кинешма) железная дорога уже была, а в самой «столице» — Костроме, её ещё не было. Кострома услышала гудок паровоза лишь спустя десять лет, и паровоз тот пришёл со стороны Ярославля.
Ну а кинешемская линия до сих пор является тупиковой, и планы продления её за Волгу так и не были реализованы.
* * * * *
В советское время железная дорога Иваново-Кинешма интенсивно эксплуатировалась. По ней регулярно курсировали длинные товарные составы, а также всегда заполненные «под завязку» пассажирские поезда: пригородный «Кинешма-Иваново» и междугородный «Кинешма-Москва». А со станции Ермолино был открыт путь на север страны, вплоть до Ленинграда.
В 50-х годах прошлого века тепловозы окончательно заменили здесь паровозы, хотя до электрификации дороги руки так и не дошли.
Взамен старых деревянных полустанков были построены новые, и до сих пор действующие вокзалы: в Иванове (1933), Вичуге (1981) и Кинешме (1991).
* * * * *
Однако в настоящее время железная дорога Иваново-Кинешма, как и вся наша область, представляет собой жалкое зрелище.
На этом месте автору некоторые тут же начнут «тыкать» недавним ремонтом ивановского вокзала и появившимся в прошлом году «рельсовым автобусом» «Орлан». Как же, скажут, вот, развиваемся!
Какое же это развитие, граждане?
Ивановский вокзал как уникальный памятник в стиле конструктивизма был построен почти 90 лет назад, ещё в годы первой советской пятилетки. Недавняя же «воскресенская» «реконструкция» навела здесь лишь внешний лоск, одновременно прибавив кучу неудобств для пассажиров в виде совершенно ненужного и непомерно глубокого подземного перехода под путями, а также контрольно-пропускного режима при входе на «объект» как в международном аэропорту или в колонии строгого режима. Теперь полицейских и разнокалиберных охранников здесь, пожалуй, больше, чем пассажиров…
А расхвалённый «Орлан» с весёленькими разноцветными детскими стульчиками для взрослых людей так же «похож» на старые советские пригородные вагоны (которых, как говорят, мы больше не увидим), как современные изделия китайского автопрома на «ГАЗ-21» «Волгу» …
* * * * *
Самое же печальное, что в нынешних условиях наша иваново-кинешемская железная дорога с полуторавековой историей медленно, но верно… умирает. В своё время её строили для перевозки людей и грузов, а сейчас, и тех, и других с каждым годом становится всё меньше.
Грустный юбилей.
М. Сметанин