ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

Приближается 9 Мая — День Великой Победы Советского Союза и советского народа в Великой войне против фашизма.

Сегодня, несмотря на потоки лжи и клеветы на всё, что связано с СССР, на заколоченный во время парада 9 Мая Мавзолей Ленина, на памятники красновым и маннергеймам, в памяти народа остаётся множество бессмертных подвигов и имён, слава которых не стирается и не меркнет.

Одним из таких символов героизма в Великой Отечественной войне является Знамя Победы, водружённое 1 мая 1945 года в Берлине, над поверженным рейхстагом – парламентом фашистской Германии.

* * * * *

Но, как известно, многие события, вошедшие в школьные учебники истории, как советские, так и современные, очень часто происходили не совсем так (или даже совсем не так), как там описано. Нередко случалось, что высокие награды вручались незаслуженно, а очевидные подвиги замалчивались. В результате на многие десятилетия вперёд предметом прославления становились легенды, а не реальные события.

Подобное во многом произошло и с событиями конца апреля – начала мая 1945-го, связанными со штурмом берлинского рейхстага и водружением на нём Знамени Победы.

Что же там на самом деле происходило?

* * * * *

Штурм рейхстага — боевая операция частей Красной Армии против фашистских войск по овладению зданием германского парламента. Проводилась на завершающем этапе Берлинской наступательной операции с 28 апреля по 2 мая 1945 года силами 150-й и 171-й стрелковых дивизий 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта.

К утру 29 апреля передовые батальоны 150-й и 171-й стрелковых дивизий под командованием капитана С.А. Неустроева и старшего лейтенанта К.Я. Самсонова переправились через реку Шпрее. За следующий день советские войска поочерёдно захватили здания швейцарского посольства и МВД. После этого путь на рейхстаг был открыт.

Район рейхстага был превращён в настоящую крепость, которую оборонял 5-тысячный гарнизон, состоящий (что любопытно!) из батальона курсантов военно-морского училища (немцы), подразделений дивизии СС «Нордланд» (норвежцы и датчане), дивизии СС «Шарлемань» (французы и русские белоэмигранты) и батальона латышской дивизии СС.

Попытка утром 30 апреля с ходу овладеть рейхстагом не увенчалась успехом. Повторный штурм был назначен на 13:00. В ходе этого штурма была предпринята первая попытка водрузить над зданием Красное Знамя.

* * * * *

А вот это уже интересно. Оказывается, Знамён Победы было… несколько, и только одно из них стало позднее официально считаться таковым.

В 14 часов 25 минут 30 апреля 1945 года лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов по-пластунски подползли к центральной части рейхстага и прикрепили красный флаг к колонне у лестницы главного входа. Это была первая попытка такого рода.

Вечером 30 апреля батальоны капитанов С.А. Неустроева и В.И. Давыдова и старшего лейтенанта К.Я. Самсонова овладели основной частью рейхстага. В штурме здания также участвовали отдельные группы под командованием майора М.М. Бондаря и капитана В.Н. Макова, танкисты 23-й танковой бригады.

Вечером 30 апреля штурмовая группа в составе старших сержантов М.П. Минина, Г.К. Загитова, А.Ф. Лисименко и сержанта А.П. Боброва под командованием капитана В.Н. Макова ворвались в здание рейхстага и, поднявшись на крышу над западным фронтоном здания, в 22 часа 40 минут установили Красное Знамя в отверстие короны скульптуры Богини Победы.

* * * * *

И, наконец, ранним утром 1 мая 1945 года лейтенант А.П. Берест, сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария при поддержке автоматчиков роты И.А. Сьянова, водрузили над рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии официально признанным Знаменем Победы.

То есть, как видим, данное историческое событие произошло, как минимум, только с третьей попытки. Хотя неофициально таких попыток было гораздо больше.

Бой в горящем здании продолжался до позднего вечера 1 мая. После удачной атаки в тыл фашистским подразделениям бойцам С.А. Неустроева удалось загнать гитлеровцев в подвал. Поняв бессмысленность дальнейшего сопротивления, фашисты предложили начать переговоры с условием, что с советской стороны в них должен принять участие офицер в звании не ниже полковника. Среди офицеров, находящихся в это время в рейхстаге, не было никого старше майора, а связь с полком не работала. Поэтому было принято решение направить на переговоры лейтенанта А.П. Береста, переодев его в форму полковника. Результатом переговоров стала безоговорочная капитуляция остатков немецкого гарнизона ранним утром 2 мая.

* * * * *

Резюме. Официальным водружением над рейхстагом Знамени Победы (штурмового флага  150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии) считается водружение, произведённое сержантом Михаилом Егоровым и младшим сержантом Мелитоном Кантария.

В школьных учебниках, в том числе и в советских, фамилии руководившего этой операцией замполита батальона, лейтенанта Алексея Береста – нет. Нигде ничего не говорится и о его заслуге в принуждении гарнизона рейхстага к капитуляции.

Почему? Это вопрос, скорее, политический, чем военный.

* * * * *

Алексей Прокофьевич Берест родился 9 марта 1921 года в селе Горяйстовка Харьковской губернии Украины в бедной крестьянской семье, в которой было 16 детей.

В 12 лет остался сиротой, беспризорничал, содержался в детском доме. Затем окончил 7 классов, работал трактористом и экспедитором на заводе в Харькове.

В октябре 1939 года добровольцем вступил в Красную Армию, участвовал в советско-финской войне.

За годы Великой Отечественной войны прошёл путь от рядового до замполита батальона. В марте 1942 года вступил в ВКП(б).

В 1943 году ефрейтор Берест был отобран в числе лучших солдат для учёбы в Ленинградское военно-политическое училище. Несмотря на то, что у Береста не было требуемого среднего образования, фронтовой опыт и положительные характеристики сделали свое дело — его приняли в училище, и за несколько месяцев Берест прошёл курс подготовки офицерского состава.

Пройдя курс обучения в училище, в то время дислоцировавшемся в городе Шуя Ивановской области, Берест был назначен заместителем командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.

* * * * *

30 апреля 1945 года лейтенант А.П. Берест возглавил выполнение боевой задачи по водружению Красного Знамени на куполе здания рейхстага. В ночь на 2 мая Берест лично вёл переговоры с остатками гарнизона рейхстага, принуждая их к капитуляции.

Спустя более чем год, 3 августа 1946-го, «за исключительную отвагу и мужество, проявленную в боях», он был представлен к награждению званием Героя Советского Союза, но 22 августа 1946 года был награждён лишь орденом Красного Знамени.

При этом и его подчинённые – Егоров и Кантария, участвовавшие в историческом водружении Знамени Победы, и его начальник комбат Неустроев благополучно получили звания Героя Советского Союза.

Одной из возможных причин этого мог быть случай, произошедший уже в апреле 1945-го в Берлине, когда бойцы батальона Береста обнаружили в здании МВД («доме Гиммлера») богатую коллекцию часов, и он, вместо того, чтобы переправить их командованию, раздал часы солдатам. На постановочной фотографии, сделанной уже после штурма рейхстага (на фото вверху), хорошо видно, что у солдат, водружающих знамя, на каждой руке — по часам…

Другой случай, произошедший вскоре, был связан с захватом красноармейцами здания посольства нейтральной Швейцарии, которое сразу же обратилось с нотой к правительству СССР. Береста тогда как замполита обвинили «в плохой воспитательной работе в батальоне».

И, наконец, по воспоминаниям члена Военного совета 1-го Белорусского фронта К.Ф. Телегина, во всём виноват маршал Г.К. Жуков. Он, по словам Телегина, прочитав представление к званию Героя, недовольно сказал: «Еще один политработник» — и собственноручно вычеркнул фамилию Береста из списка.

Любая из причин могла сыграть свою роль. Но факт остается фактом: Алексей Берест абсолютно заслуженного высокого звания так и не получил.

* * * * *

В 1948 году А.П. Берест уволился из Вооружённых Сил, жил в Ростовской области, работая на различных невысоких должностях: председателем райкома ДОСААФ, заместителем директора МТС, директором отделения кинофикации. На этой последней должности был необоснованно обвинён в хищении, и в апреле 1953 года осуждён на 10 лет лишения свободы. По амнистии срок был сокращён, и через 3 года и 2 месяца Берест вышел на свободу. В 1955 году был полностью реабилитирован со снятием судимости и восстановлен в партии. Затем работал на различных должностях на производстве (грузчиком, вальцовщиком, слесарем и т.п.).

Лишь спустя 15 лет после войны Алексей Прокофьевич стал героем написанного в 1960 году рассказа «Полковник Берест» писателя-фронтовика В.Е. Субботина.  Другой публикацией, прорвавшей стену замалчивания подвига Алексея Береста, стал документальный очерк И.М. Бондаренко, опубликованный в журнале «Дон» в 1961 году.

Однако и после этого подвиг Береста так и не был по-настоящему «реабилитирован».

* * * * *

Алексей Прокофьевич Берест трагически погиб, спасая незнакомую девочку, упавшую под колёса поезда «Москва-Баку» в Ростове-на-Дону вечером 3 ноября 1970 года.

Похоронен на Александровском кладбище Пролетарского района Ростова-на-Дону. На могиле установлен памятный знак. На табличке написано «Участник штурма рейхстага».

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU