ЗВЕЗДА СОВЕТСКОГО ЭКРАНА В… ВИЧУГЕ И РОДНИКАХ?

120 лет тому назад — 29 января (11 февраля) 1902 года — в городе Звенигород, ещё Российской империи родилась великая советская актриса театра и кино, певица, народная артистка СССР, лауреат двух Сталинских премий I степени Любовь Петровна Орлова.

Родилась она в дворянской семье, и по материнской линии даже состояла в дальнем родстве с графом Львом Николаевичем Толстым. После окончания средней школы Любовь училась в Московской консерватории по классу фортепиано, затем на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А.В. Луначарского (ныне ГИТИС).

* * * * *

Любовь Орлова — одна из звёзд первой величины советского экрана 30-40-х годов, завоевавшая огромную популярность, снявшись в таких фильмах как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Встреча на Эльбе» и других.

По некоторым данным, кинокомедия «Волга-Волга» с участием Л.П. Орловой, вышедшая на экраны СССР в 1938 году, считалась любимым фильмом И.В. Сталина.

* * * * *

Особое место в творчестве Любови Орловой занял фильм «Светлый путь», вышедший в кинопрокат 8 октября 1940 года.

В картине рассказывалось о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит «светлый путь» от домработницы до передовой ткачихи, ставшей известной всей стране.

Всесоюзную известность этот фильм получил за песню «Марш энтузиастов» Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны, ни льды, ни облака…»), которую в кадре исполнила сама Л.П. Орлова. «Марш энтузиастов» стал своеобразным гимном предвоенной советской молодёжи.

* * * * *

А ещё за пять лет до этого, в середине 30-х годов в СССР развернулось так называемое стахановское движение (по имени донбасского шахтёра А. Стаханова) – соревнование за наивысшие показатели производительности труда в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Колыбелью стахановского (виноградовского) движения в текстильной промышленности стала Ивановская область (до марта 1936 года – Ивановская промышленная область), а конкретно – города Вичуга и Родники.

* * * * *

В начале 30-х годов в ткацких производствах вичугских фабрик приступили к массовой замене устаревших механических станков на более современные, автоматические. Работая на старой технике, ткачихи обслуживали в лучшем случае по несколько станков. После перехода на автоматы, обычной нормой стала работа с 24 станками одновременно.

Ткачиха фабрики им. В.П. Ногина в Вичуге Евдокия Виноградова сначала работала на комплекте из 16 станков, а с 1933 года перешла на обслуживание уже 26 автоматов.

В начале 1935 года Евдокия вместе со сменщицей Анастасией Болдыревой стали работать сразу на 52 станках. Затем, спустя несколько месяцев (уже с Валентиной Сандаловой), они довели число своих «подопечных» до 70 станков (всесоюзный рекорд), а с октября 1935 года Евдокия Виноградова, теперь в паре со своей однофамилицей Марией Виноградовой, обслуживали 100 автоматов. За этот (уже мировой) рекорд производительности труда в ткачестве Евдокия и Мария были удостоены высшей награды страны – Ордена Ленина.

* * * * *

Однако слава вичугских ткачих Виноградовых не давала покоя конкурентам. Особенно острая борьба развернулась между соседями: вичужанами и ткачихами родниковского комбината «Большевик».

Уже самое первое обещание Виноградовых от 15 сентября 1935 года (о том, что они с 1 октября перейдут на обслуживание 94 станков) сразу же получило ответ из Родников. Родниковские ткачихи Татьяна (Тася) Одинцова и Ирина Лапшина решили с 1 октября перейти на 96 станков, рассчитывая оказаться в лидерах. Но с первого раза это им не удалось: о планах соседей узнали на фабрике им. Ногина и, неожиданно для родниковцев, с 1 октября Виноградовы встали на комплект в 100 станков.

* * * * *

Затем, после Первого Всесоюзного совещания стахановцев в Кремле, 24 ноября 1935 года Одинцова и Лапшина всё же обогнали вичужан и установили новый мировой рекорд — обслуживание 216 станков. 25 ноября Одинцова посылает телеграмму Сталину: «Ещё раз заверяю вас, товарищ Сталин, что от Дуси Виноградовой я не отстану!».

29 ноября, в ответ родниковцам, Виноградовы также перешли на обслуживание 216 станков, и эта гонка окончилась «боевой ничьёй»!

И лишь летом 1938 года Евдокия и Мария Виноградовы окончательно утвердили за собой первенство, перейдя на обслуживание уже 284 станков.

* * * * *

Вернёмся, однако, к Любови Петровне Орловой.

На протяжении многих лет считалось, что прототипом воплощённого ею в фильме «Светлый путь» образа Тани Морозовой является Е.В. Виноградова. Тем более что Евдокия Викторовна по праву считалась текстильщицей-стахановкой номер один в стране, само движение называлось «виноградовским», и даже в США в 1936 году она упоминалась в прессе как «Мисс СССР». С кого же ещё было «лепить образ» Орловой как не с Виноградовой?

Известно, например, что во время съёмок фильма Л.П. Орлова посещала фабрику им. Ногина в Вичуге, где наблюдала работу ткачих Виноградовых, так сказать «входила в роль». Из воспоминаний великой актрисы: «Я помню, как ходили Виноградовы по цеху, — легко так, изящно и в то же время уверенно, по-хозяйски. Именно это хозяйское отношение ткачих к своему делу, помню, радостно удивило меня. Я всегда знала, что советская работница — свободная хозяйка своей судьбы. Но, только начав «работать» ткачихой, поняла, как постепенно расширялся кругозор женщины, пришедшей на производство, как она проникалась интересами сначала цеха, потом завода, а потом и государства…».

* * * * *

Однако в последнее время в этом вопросе появилось много путаницы и разночтений.

Так в интернете можно найти информацию, что прототипом главной героини фильма «Светлый путь», якобы, является К.Ф. Сахарова (на фото справа) – многостаночница из Родников, работавшая примерно в то же время, что и её землячки Т. Одинцова и И. Лапшина, и вичужанки Виноградовы. Хотя также известно, что на момент установления главного виноградовского рекорда осенью 1935 года Сахаровой было всего 17 лет.

Также утверждается, что съёмки фильма проходили «на ткацкой фабрике имени Ногина… в городе Ногинск Московской области». Хотя фабрика с таким почётным наименованием была только в Вичуге, а в Ногинске (бывший Богородск) была Богородско-Глуховская мануфактура, где Л.П. Орлова, по её же воспоминаниям, только обучалась азам работы на ткацком станке, когда готовилась к съёмкам.

Кроме того, косвенно на принадлежность «Светлого пути» к Вичуге и Виноградовым красноречиво говорит тот факт, что в фильме отражён эпизод слома деревянной перегородки с кабинетом начальника цеха — для того, чтобы установить побольше станков и догнать временно опередивших вичужан родниковцев. Такое в реальной жизни происходило только на «Ногинке» в Вичуге.

Но, как бы там ни было, главное остаётся неизменным – трудовой подвиг текстильщиков, и Вичуги, и Родников в 30-е годы, безусловно, был, и так или иначе он отражён в фильме «Светлый путь» гениальной игрой звезды советского киноэкрана – Любови Орловой.

М. Сметанин