Во вторник 8 сентября губернатор Ивановской области С. Воскресенский выступил на расширенном заседании областной думы. Выступление представляло собой отчёт о работе областного правительства за прошлый 2019 год.
Вообще-то с такими отчётами главы городов, районов и областей обычно выступают в начале, или хотя бы в первой половине года. Однако на этот раз отчёт о работе за предыдущий год прозвучал аж в сентябре года текущего.
Причин этой странности, наверное, три. Одна, понятное дело, «коронавирус», которым нынче можно объяснить всё, что угодно. Вторая – выборы, перед которыми все имеющиеся в активе власти немногочисленные достижения надо подать, как десерт, вовремя – аккурат к начавшемуся многодневному голосованию. И третья касается как раз многочисленных проблем и провалов 2019 года, о некоторых из которых спустя восемь месяцев люди, возможно, уже и подзабыли.
Также напомним, что в октябре т.г. исполнится уже три года, как гражданин Воскресенский руководит Ивановской областью. И этот отчёт-выступление в какой-то степени подводил итоги всей этой трёхлетки.
Из всего, что прозвучало в выступлении губернатора, выделим основное.
О достижениях
По мнению Воскресенского, они таковы:
— транспорт и дороги: «Ласточка» на Москву, авиарейс Иваново — Санкт-Петербург, ремонт дорог на Нижний Новгород, Ярославль и внутри области;
— «разобрались» с недоделанным долгостроем (детские сады в Кинешме, Шуе и Кохме, школы в Савине и Каминском, ФОК в Родниках, дворец игровых видов спорта в Иванове);
— «привели в порядок железнодорожный вокзал» в Иваново;
— «занялись обновлением материальной базы здравоохранения» (видимо, до Воскресенского этим никто не занимался);
— «начали преображение наших малых городов и областного центра, создали пространства(!) в Гавриловом Посаде, Лежневе, Юрьевце, Палехе, Плесе… В этом году ведем работы в Кинешме, Шуе, Вичуге, Тейкове, Юже»;
— «добились привлечения международных(!) инвестиций в сферу ЖКХ» (имеются ввиду работы на водопроводе г.г. Иваново и Приволжск);
— «добились притока инвестиций» (как это, интересно, ощутило большинство населения области?);
— «вернули в бюджет пропавшие много лет назад деньги – более 700 млн. рублей, тем самым перевернули страницу нерачительного отношения к деньгам налогоплательщиков» (это, надо полагать, пинок в адрес предыдущего губернатора-уголовника Конькова).
И вот это вот всё, по мнению Воскресенского, означает, что «фактически мы с вами стали создавать фундамент для устойчивого развития Ивановской области в будущем». Ни больше, ни меньше!
О коронавирусе
Эту тему губернатор, естественно, обойти стороной не мог, хотя «пандемия» началась у нас только в марте 2020 года. А как же иначе объяснить глубину того места, куда всё больше погружается Ивановская «губерния» и подавляющая часть её населения?
Цитата: «Но эпидемия коронавируса в 2020 году вносит коррективы в нашу жизнь… Речь не только о здоровье, но и о потере доходов, людям стало жить еще труднее. Для некоторых семей испытания оказались жестче, чем даже в 90-е годы из-за невозможности несколько месяцев работать… Понимаю, как тяжело далась пандемия многим людям – эмоционально тяжело дома сидеть, да еще и терять доходы. Но ограничения были вызваны необходимостью защитить здоровье и жизни людей. Там, где ограничения снимались попросту популистски, основываясь на эмоциях, а не фактах – там происходит реальный рост и заболеваемости, и смертности. Мы с вами действовали аккуратно, решения принимались на основе оценки реальной ситуации. И дальше будем действовать именно так».
Если демонстративное сочувствие сына олигарха с губернаторской зарплатой к людям, которым «стало жить ещё труднее» вызывает улыбку, то последнее предложение в вышеприведённой цитате как-то настораживает.
Что значит «и дальше будем действовать именно так»? Пусть закрывается всё, что ещё недоразорилось, и увольняют тех, кого ещё недоуволили? Даёшь «вторую волну» масконошения и «самоизоляции»? А «оценку реальной ситуации» будет по-прежнему давать доктор Фокин с экрана телевизора?
О главной проблеме Ивановской области
Она, по мнению губернатора, «возникла не вчера» и выражается в «нехватке рабочих мест и низких доходах людей».
Что ж, диагноз, в основном, верный. Но любопытно, какие причины приводит Воскресенский — того, «как область оказалась в таком положении».
По его видению, первой причиной стал «развал СССР» (кто же, интересно, его развалил?), второй – «экономический коллапс и потеря доходов в 90-х» (кто устроил сей «коллапс»?), и третий – «перестройка мировой текстильной отрасли – перевод индустрии в Азию» (кто говорил: «Нам текстиль не нужен»?).
И сегодня, по словам губернатора, «имеем что имеем – одни из самых низких показателей по уровню зарплат и скрытую высокую безработицу. А это означает недостаточные доходы бюджета, недофинансирование социальной сферы, которое многие ощущают на себе».
То есть, причины вроде как все объективные, мы тут ни при чём, разгребаем завалы прошлого, получается, как получается, строго не судите…
О городе трудовой доблести
Как известно, в этом году городу Иваново было присвоено звание «Город трудовой доблести», которому явно не хватает слова «бывшей».
Губернатор Воскресенский отметил, что «это заслуга старшего поколения. Мы гордимся нашими текстильщиками, которые во время войны одели почти всю советскую армию… Работали на износ, не жалели себя не только в военное время ради Победы, но вообще всю жизнь так работали».
Да, всё верно. Не хватает только одного уточнения: это заслуга не просто «старшего поколения», а именно — советского – поколения. И одного вопроса: а какое отношение к советской трудовой доблести ивановцев имеет современная антисоветская власть?
Что делать?
Какой же рецепт выхода из современного кризиса Ивановской области предлагает руководящий ею уже три года губернатор?
Он считает, что «стержнем работы всех уровней власти в регионе в ближайшие годы должно стать именно создание рабочих мест».
Для этого предлагается, в кратком пересказе, следующее:
— привлечение в область инвестиций;
— «подъём с колен» текстильной промышленности за счёт господдержки и тех же инвесторов;
— «задействовать потенциал» ивановских вузов «для развития экономики региона»;
— развитие сельского хозяйства за счёт опять же инвестиций, «прирастания новыми фермерскими хозяйствами», организации ярмарок, «ориентации» госзакупок «в социальной сфере на наших производителей» и введения в оборот брошенных земель;
— «модернизация первичного звена здравоохранения… совместно с медакадемией, частными компаниями(?) представить план по привлечению инвестиций в сферу здравоохранения: как для улучшения его качества, так и для создания рабочих мест»;
— «преумножение туристического потенциала региона… надо настроить систему привлечения туристических потоков… выработать план по повышению доходов людей от привлечения туристов».
Выводы
Вот такой вот губернаторский план выхода из кризиса.
Если он действительно реализуем, то чего господин Воскресенский ждал три года? Почему сразу не начал «модернизировать» и «преумножать»? Или это было «время на раскачку»?
Если же серьёзно, то, на наш взгляд, данный план представляет собой некую комбинацию красивых слов, благих пожеланий, неосуществимых в принципе в рамках нынешней системы прожектов (текстиль), «потёмкинских деревень» (туризм), и главное – отношения к инвестициям как к универсальному средству решения всех проблем.
А ведь что такое инвестиции на самом деле? Это — размещение капитала с целью получения прибыли. И ничего больше. А какой капиталист (тем более современный хищный спекулянт) будет что-то вкладывать, если завтра же это вложение не принесёт сиюминутной и ощутимой отдачи в его личный карман?
И значит — никакое развитие, в рамках существующей общественно-экономической системы, «Иваново-Воскресенской» губернии не грозит в принципе. Система полностью сгнила, работать не может и ремонту не подлежит.
М. Сметанин