Без рубрики
(Продолжение. Начало здесь)
Как уже говорилось, более чем вековую историю того, как строилась Вичуга, можно очень условно разделить на 4 больших периода.
Вторым из них был так называемый «сталинский» или первый советский период – с 1917 года до примерно конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века. Первая дата естественно обусловлена началом новой исторической эпохи, а окончание – стартом массового строительства в Вичуге так называемых «хрущёвок».
«Сталинский период» был характерен четырьмя основными особенностями.
Во-первых, относительно скромной общей площадью построенного жилья. Хотя, конечно, смотря с чем сравнивать. Если с бурным строительством пятиэтажек в 60-70-е годы, то да, действительно, площадей было введено сравнительно немного. Если же с дореволюционными казармами, «сашинскими» частными домиками да немногочисленными особняками фабрикантов и квартирами для высшего слоя фабричной знати, то шаг вперёд был значительным, особенно в послевоенные годы.
Во-вторых, значительно более высоким уровнем благоустройства вновь вводимого жилья, учитывая, что до революции основу «жилфонда» Вичуги составляли всё-таки частные дома, а в рабочих казармах из всех видов удобств были лишь водопровод, электрическое освещение и фабричное отопление.
Здесь также необходимо добавить, что за первые 40 лет советской власти у нас было достаточно много сделано для развития общегородской инфраструктуры, и жить в Вичуге в целом стало более комфортно. Так в середине 30-х годов в нашем городе появляются центральное отопление и канализация, в 1935 году, вместе с вводом в эксплуатацию подстанции ИвГРЭС, в Вичуге начинаются работы по устройству уличного освещения. В мае 1950 года у нас появился общественный транспорт: по четырём маршрутам, связавшим микрорайоны города в единое целое, были пущены автобусы. В 1957 году, по инициативе директора фабрики «Красный Профинтерн» Г.В. Лачёва, по самой длинной улице города – Ленинградской – были проложены первые асфальтированные тротуары (до этого на центральных улицах они были деревянными).
Третья особенность жилищного строительства в Вичуге в годы сталинских пятилеток была в том, что данные работы велись, в основном, силами государственных промышленных предприятий по единому плану, а не так, как до революции — на деньги фабрикантов и сугубо по их желанию и возможностям.
И, наконец, что самое главное, распределение строящегося жилья происходило также не по усмотрению буржуев, и в их интересах, а в интересах нуждающихся в улучшении жилищных условий семей трудящихся, и совершенно бесплатно.
Так что же конкретно удалось ввести в строй в 20-е – 50-е годы, если ещё учесть, что на этот период пришлась Великая Отечественная война, когда, естественно было не до строительства?
Первым крупным жилмассивом в Вичуге, возведённым после революции, был так называемый «Кооперативный посёлок», построенный в 1925-1930 г.г. (сейчас — ул. Московская, Розы Люксембург, Карла Либкнехта и Малыгина). Это были дома двух типов – двухэтажные 8-квартирные и трёхэтажные 10-квартирные, построенные в своеобразном «прибалтийском» стиле. Первый этаж у всех домов кирпичный, вторые и третьи этажи – деревянные. Всего было построено 54 дома такого типа.
Затем, в предвоенные и первые послевоенные годы в Вичуге были построены знаменитые «сталинки» — 2-3-этажные величественные дома с мощными стенами, высокими потолками и просторными квартирами. Яркий пример – так называемый «стахановский» дом (ул. Богдана Хмельницкого,36), построенный в 1938 году. Своё неофициальное название этот дом получил от того, что первоначально квартиры в нём предоставлялись тогдашним передовикам производства – стахановцам.
Также в череде «сталинок» можно вспомнить дома по таким адресам как ул. Большая Пролетарская,7/16 и 12/14, Богдана Хмельницкого,50, Ленинградская,68 и 70, Ленинская,8/2 и 10, и др.
Кроме того, в 30-е годы проходили работы по надстройке, расширению и перепланировке имевшихся до этого зданий. Так в 1935 году были надстроены вторые этажи на двух ранее одноэтажных домах №7 и №8 Первомайского посёлка (коноваловский посёлок «Серёжино»). В одном из них, как раз на втором этаже, в 1936 году получила квартиру инициатор стахановского движения в текстильной промышленности страны, ткачиха фабрики имени Ногина Евдокия Викторовна Виноградова.
Затем, уже после войны – в конце 40-х и в 50-е годы в Вичуге шло строительство, в основном, двухэтажных жилых домов и, что интересно, с существенным привлечением в качестве бесплатной рабочей силы немецких военнопленных. Впрочем, такая практика была повсеместной на всей территории страны. Таким образом, было построено несколько десятков двухэтажек по ул. Б. Хмельницкого, Ленинградская, Володарского и по другим адресам.
Кстати сказать, качество постройки именно этих домов было весьма невысоким. Так двухэтажный дом по ул. Б. Пролетарская,10/5 (известный в своё время в народе как «курский вокзал») был построен в 1951 году, а уже через 15 лет на нём стали обваливаться балконы, и все их пришлось в аварийном порядке снести.
Тем не менее, годы сталинских пятилеток вошли в историю решения «квартирного вопроса» в нашем городе как один из наиболее успешных периодов, когда тысячи вичужан смогли существенно улучшить свои жилищные условия. При этом, кстати, население Вичуги за эти годы, несмотря на Великую Отечественную войну, увеличилось более чем в полтора раза: в 1931 году население города составляло 33100 человек, а в 1959 – уже 51700.
(Продолжение следует)