80 лет тому назад – 9 октября 1942 года – был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».
Сегодня об этом событии вспоминают редко, и даже историки не придают ему особого значения. А, между тем, событие было очень даже, как сейчас выражаются, знаковым…
* * * * *
Надо сразу оговориться – о чём именно идёт речь. Слово «комиссар» и соответствующие ему должности существовали в России и до революции 1917 года, существуют они и сейчас в РФ — в лице руководителей служб призыва и воинского учёта (военкомов).
Да и в советское время эта должность не всегда была связана с армией, например, в СССР до 1946 года министры назывались «народными комиссарами», существовали специальные звания «комиссаров» в милиции и госбезопасности.
В данной же статье речь пойдёт именно о военных комиссарах – политических руководителях в Красной Армии РСФСР и Советского Союза, появившихся в 1918 году, и «исчезнувших», как уже сказано выше, в октябре 1942-го, в самый разгар Великой Отечественной войны.
Причём эта «ликвидация» была для них уже не первой, но, как оказалось, последней и окончательной.
Сначала немного истории.
* * * * *
Вообще комиссары – в советском, революционном смысле слова, появились ещё осенью 1917 года, накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Это были активные большевики, которые по заданию партии, опираясь на рядовых солдат и матросов, брали под контроль воинские подразделения и корабли, которые в нужный день и час должны были выступить в первых рядах пролетарского вооружённого восстания.
Затем, после победы революции, по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого, 8 апреля 1918 года было учреждено Всероссийское бюро военных комиссаров, преобразованное 18 апреля 1919 года в Политотдел Революционного Военного Совета Республики (РВСР), переименованное 15 мая того же года в Политуправление РВСР.
Фактически это был военный отдел ЦК РКП(б). Направляемые им в Красную Армию комиссары обязаны были, во-первых, контролировать командиров подразделений (многие из которых тогда были из бывших царских офицеров и генералов), и, во-вторых, проводить в войсках политическую воспитательную работу в духе коммунистической идеологии.
Таким образом, в годы гражданской войны в РККА сложилось так называемое «двуначалие», при котором командиры и комиссары обладали равными правами, и под всеми приказами всегда стояли две подписи – военного и политического руководителя части или подразделения.
По выражению Троцкого, «в лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев, который — без кастовых привилегий — умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса».
* * * * *
Затем маятник качнулся в противоположную сторону, и 2 марта 1925 года, по инициативе М.В. Фрунзе, сменившего Троцкого на постах военного наркома и председателя РВС СССР, в Красной Армии было введено «единоначалие», должности комиссаров были отменены, а вместо них введены должности помощников командира по политической части (помполитов), которые равной властью с командирами уже не обладали..
В мае 1937 года, с началом очередного обострения классовой борьбы, названного впоследствии «массовыми репрессиями», в целях более полного контроля над армией, институт военных комиссаров был вновь введён во всех воинских частях.
Но ненадолго. 12 августа 1940 года, по предложению нового наркома обороны С.К. Тимошенко, политсоставу (заместителям командиров по политической части – замполитам) оставили только функцию воспитательной работы.
И, наконец, с началом Великой Отечественной войны, 16 июля 1941 года комиссары (политруки) вновь вернулись в войска. Но, как сказано выше, через год с небольшим, 80 лет тому назад, 9 октября 1942-го, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».
По некоторым данным, наиболее ярыми сторонниками ликвидации института военных комиссаров были генералы, будущие маршалы И.С. Конев и Г.К. Жуков.
В результате вместо полновластных комиссаров был вновь и уже окончательно введён институт замполитов с функциями лишь воспитательной работы, просуществовавший в Вооружённых Силах вплоть до распада СССР.
А 29 августа 1991 года М.С. Горбачев подписал Указ «Об упразднении военно-политических органов в Вооружённых Силах СССР, войсках КГБ, внутренних войсках МВД и железнодорожных войсках». В сентябре того же года в России должность «замполит» была переименована в «помощник командира по воспитательной работе», а с 1992 года в военных учебных заведениях РФ прекратилась целенаправленная подготовка офицеров-политработников.
* * * * *
Есть две точки зрения на институт советских военных комиссаров 1918-1942 г.г.
Кто-то считал, и до сих пор считает, что комиссары, якобы, только мешали командирам командовать, «путались у них под ногами» или «отсиживались в тылу», что они были «лишними», «ненужными» и т.п.
Другая, противоположная точка зрения состоит в том, что комиссары в самые критические периоды реально спасали армию от разгрома, порою принимая на себя командование, поднимали в войсках боевой дух, укрепляли дисциплину, воспитывали солдат и матросов в коммунистическом ключе.
Подтверждением этому служит тот факт, что комиссарско-командирское «двуначалие» вводилось в Красной Армии как раз в самые тяжёлые периоды, а отменялось, наоборот, или в мирные годы, или тогда (например, в конце 1942-го), когда на полях сражений чаша весов уже склонялась в нашу сторону.
Так под руководством комиссаров Красная Армия:
— победила в гражданской войне (1918-1922), разгромив белогвардейские армии Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, войска 14 иностранных государств-интервентов, формирования Петлюры, Махно и прочие крупные и мелкие банды;
— отразила нападения Японии у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939);
— совершила поход в Западную Украину и Белоруссию (1939);
— воевала против Финляндии (1939-1940);
— вошла в прибалтийские республики и Бессарабию (июнь 1940);
— разгромила фашистов под Москвой (1941) и выдержала самый тяжёлый, оборонительный этап переломной Сталинградской битвы (1942).
И такой факт: в начале июня 1941 года, ещё до вторжения в СССР, гитлеровское командование направило в войска «Указание об обращении с политическими комиссарами», которое предписывало не брать комиссаров и политруков в плен, а расстреливать их на месте как политических противников.
* * * * *
Неувядаемой славой покрыли себя такие политработники как
— комиссар крейсера «Аврора» в 1917 году, уроженец деревни Клетнево ныне Палехского района Ивановской области А.В. Белышев;
— комиссар чапаевской дивизии в 1919 году, уроженец села Середа (ныне г. Фурманов Ивановской области), писатель Д.А. Фурманов;
— политработник в 1918-1931 г.г., прошедший путь от комиссара батальона до начальника политотдела управления ВВС Черноморского флота С.Ф. Жаворонков, уроженец Вичуги, в дальнейшем – маршал авиации, командующий авиацией Военно-Морского флота СССР (1939-1946), начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР (1949-1957);
— полковой комиссар Е.М. Фомин – один из руководителей обороны Брестской крепости;
— политрук роты, Герой Советского Союза В.Г. Клочков, под руководством которого 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области 28 панфиловцев уничтожили 18 вражеских танков. Слова Клочкова, обращённые к бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», стали известны на всю страну;
— младший политрук А.Г. Еременко, ставший главным героем всемирно известной фотографии «Комбат» (НА ФОТО ВВЕРХУ), где он изображён поднимающим бойцов в атаку. Герой фото погиб через несколько секунд после съёмки;
— начальник политотдела Ленинградского и Волховского фронтов, комиссар «Дороги жизни» через Ладожское озеро И.В. Шикин, уроженец Гаврилово-Посадского района Ивановской области;
— помощник начальника политотдела кавалерийской дивизии по комсомолу Б.И. Сизов, уроженец деревни Москвино ныне Тейковского района Ивановской области, Герой Советского Союза;
— замполит батальона А.Н. Евдокимов, Герой Советского Союза, участник штурма Берлина, с августа 1944-го до мая 1945-го воевал с осколком в сердце, до и после войны жил в г. Шуя Ивановской области;
— замполит батальона А.П. Берест, под руководством которого 30 апреля 1945 года М.А. Егоров и М.В. Кантария водрузили Знамя Победы на крыше немецкого рейхстага.
* * * * *
С 1939 по 1952 год в нашем областном центре работало Ивановское Военно-политическое училище. Только за годы Великой Отечественной войны из его стен вышло более 15 тысяч политруков рот и батарей, комиссаров и замполитов батальонов и дивизионов, парторгов и комсоргов, военных журналистов, агитаторов и пропагандистов.
А в целом среди 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 342 политработника.
М. Сметанин