Испокон веков, с тех пор, когда человеческое общество разделилось на классы, тому классу, который обладает властью, требуются какие-то приёмы и инструменты для управления всем остальным населением.
На протяжении тысячелетий эти классы назывались по-разному, но суть всегда оставалась одинаковой: один состоял из трудящихся, а противоположный ему – из паразитов, сидящих у этих трудящихся на шее. А для того, чтобы спокойно залезать к трудящимся в карман, паразиты должны иметь какие-то инструменты для сохранения своей власти.
Причём грубой силы государства в лице полиции, судов, тюрем и прочего для этого недостаточно. Необходимо держать массы не только в узде, но и в темноте, затуманивать мозги и отвлекать от действительно важных проблем.
Когда-то с этим неплохо справлялись жрецы и шаманы, потом их сменили различные религии и церкви. А нынче таких инструментов оболванивания трудящихся напридумано воз и маленькая тележка. Это и «образование», и «культура», и выборы, и соцопросы, и газеты, и интернет, и, конечно же, главное средство зомбирования масс – телевизор.
Какие же приёмы применяют эти старые и новые средства затуманивания мозгов населению, и соответственно управления им?
* * * * *
Приём первый: отвлечение внимания.
Внимание отвлекается от каких-то «непопулярных» решений или от имеющихся и беспокоящих людей реальных проблем.
Для этого «информационное пространство» день и ночь неустанно насыщается малозначительными или совсем ненужными людям сообщениями. Проще говоря, мусором. Например, светской или криминальной хроникой: «выставлен на продажу раритетный Bentley принцессы Дубая», «задержана банда серийных угонщиков экскаваторов» и т.п.
Также для отвлечения внимания используются и другие человеческие эмоции – страх перед будущим, зависть к соседям, ненависть к чужакам…
* * * * *
Приём второй: сначала создаём проблемы, а потом их решаем.
Сначала создаётся проблема, «негативная ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, необходимых власти.
Например, «пенсионная реформа»: сначала «63-65», а потом, «идя навстречу людям» — «60-65».
* * * * *
Приём третий: постепенное примирение как будто бы с неизбежным.
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, можно внедрять её постепенно, день за днем, год за годом.
Оптимизация образования и здравоохранения, изживание бесплатных услуг, повышение цен и тарифов, реально уменьшающиеся зарплаты, растущая продолжительность рабочего дня, ухудшающаяся экологическая обстановка и т.д.
* * * * *
Приём четвёртый: отсрочка исполнения.
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться пока что только принципиального согласия на его реализацию в будущем. Психологически проще согласиться на какие-либо жертвы завтра, чем сегодня.
Так для молодёжи и людей среднего возраста поздний выход на пенсию – дело более менее далёкого будущего. «Авось ещё что-нибудь изменится», — думают они.
* * * * *
Приём пятый: обращаться к взрослым людям, как к детям.
В большинстве выступлений политиков, рассчитанных на широкие массы, например, перед выборами или на пресс-конференциях используются такие доказательства, слова и интонация, как будто речь идет о детях раннего школьного возраста. Примеров – масса, только включи телевизор: «Потому что потому».
* * * * *
Приём шестой: больше эмоций, меньше мыслей.
Посмотрите опять же всякие разные «ток-шоу», «поединки» и «дебаты». Здесь «с помощью» криков, оскорблений, а то и драки в прямом эфире можно лишить зрителя способности думать и критически оценивать то, что с ним происходит в настоящей жизни.
* * * * *
Приём седьмой: держать людей в невежестве и необразованности.
Здесь достаточно напомнить, что в современной российской школе исчезли такие предметы, преподававшиеся в советское время, как чистописание, черчение, логика, психология, естествознание, астрономия, основы государства и права, начальная военная подготовка. Переписана история, исчезли многие авторы из учебников литературы.
Зато теперь есть ЕГЭ, Солженицын, Ильин и «основы православной культуры».
* * * * *
Кто-то скажет, что так было и так будет всегда.
Но вернитесь к началу этой статьи. Все вышеописанные приёмы стали применяться теми, кто это делает, совсем не от хорошей жизни. А с исчезновением причины, неизбежно исчезнет и следствие…
М. Сметанин