Эта фраза, очень популярная в Советском Союзе в 60-70-е годы прошлого века, получила путёвку в жизнь после выхода на театральную сцену в 1959 году пьесы А.М. Володина «Пять вечеров», по которой позднее был снят одноимённый фильм.
Правда, в первоисточнике она звучала по-другому: «Ой, только бы войны не было!», но народная молва её немного переиначила. Но это неважно.
Важно другое.
* * * * *
50 лет тому назад, 26 мая 1972 года в Москве между США и СССР были подписаны договоры об ограничении системы противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). С советской стороны договоры подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР, генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, с американской – президент США Р. Никсон.
Согласно подписанным документам, ограничивалось количество баллистических ракет с ядерными боеголовками и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Речь шла о так называемой «ядерной триаде» — носителях такого типа вооружений – межконтинентальных ракетах наземного базирования, стратегических бомбардировщиках и подводных лодках. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том же количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования. Кроме того, было введено требование ограничить число участков, защищенных системами противоракетной обороны (ПРО). Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы ещё в 1966 году.
* * * * *
Как уже сказано, антивоенная тема была в то время очень популярна. На смену готовности к вооружённому противостоянию Страны Советов с фашистскими и вообще империалистическими странами в 30-е годы («Если завтра, если завтра в поход»), затем, естественно, в период Великой Отечественной войны, потом событий в Корее, Венгрии, на Кубе и др., пришла «разрядка международной напряжённости» и «политика мирного сосуществования» с бывшими противниками.
Именно в период брежневского 18-летнего правления везде звучала известная пионерская песня «Пусть всегда будет солнце», повсеместной эмблемой стал «голубь мира», а все улицы в советских городах были увешаны плакатами «Миру – мир!», «За мир во всём мире!», «За всеобщее и полное разоружение!» и т.п.
Строго говоря, данная политика была провозглашена ещё раньше, но усилилась с конца 60-х годов и фактически не прекращалась вплоть до гибели СССР. Правда, в этот период Советский Союз, так или иначе, участвовал в вооружённых конфликтах в Египте, Йемене, Вьетнаме, Сирии, Чехословакии, с Китаем, в Камбодже, Бангладеш, Ливане, Мозамбике, Афганистане, Анголе и др., но «борьба за мир» всё равно оставалась краеугольным камнем внешней политики.
* * * * *
После подписания ОСВ-1 процесс «разрядки», а фактически сотрудничества между СССР и США, а также с капстранами Европы продолжился.
В июне 1973 года состоялся ответный визит Брежнева в США, где было подписано «Соглашение о предотвращении ядерной войны». Также во время этого визита было заключено около 20 соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон», реализованной в 1975 году.
Во время летней встречи 1974 года в Крыму Никсон и Брежнев договорились об ограничении подземных ядерных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц.
Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе того же года, встречи в верхах продолжились уже через несколько месяцев, когда в ноябре во Владивостоке встретились новый президент США Д. Форд и Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств.
18 июня 1979 года в Вене был подписан новый договор ОСВ-2 – между Брежневым и следующим президентом США Д. Картером. Этот договор предусматривал ограничения на количество ядерных пусковых установок и на размещение ядерного оружия в космосе. Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года заблокировал ратификацию ОСВ-2 в Сенате США, что, однако, не помешало его исполнению обеими сторонами.
* * * * *
Но всё это было только началом. Затем, по выражению М.С. Горбачёва, «процесс пошёл», как по маслу, и на основе ОСВ-1 и ОСВ-2, были позже подписаны договоры СНВ-I (уже о сокращении наступательных вооружений, 1991 год, Горбачёв-Буш), СНВ-II (1993, Ельцин-Буш), СНП (2002, «о сокращении стратегических наступательных потенциалов», Путин-Буш) и СНВ-III (2010, Медведев-Обама).
В итоге к настоящему времени ядерный потенциал США и теперь уже РФ значительно сократился. Вместе с тем, за все эти десятки лет увеличилось общее количество стран мира, имеющих ядерное оружие. По официальным данным, сейчас им владеют, кроме США и РФ, также Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, КНДР, и – по неофициальной информации – Израиль. Кроме того, на территории ряда стран, которые являются членами НАТО (Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды, Канада), а также неофициально Японии и Южной Кореи, находится ядерное оружие США.
* * * * *
Вернёмся, однако, к началу всей этой истории, и попробуем разобраться – какое же значение имел процесс взаимного разоружения, начавшийся полвека тому назад, кому он всё-таки был выгоден.
Есть такая точка зрения, что так называемая «гонка вооружений», ставшая главным атрибутом «холодной войны», била по экономике обеих сверхдержав – СССР и США, поэтому, дескать, ограничение, а затем и сокращение ядерных потенциалов было благом, поскольку на их наращивание тратились огромные средства. А подписание соответствующих договоров «спасало экономику» обеих стран.
Однако, насколько известно, на момент начала переговорных процессов США значительно отставали от СССР в военном отношении. Этому отставанию способствовала война во Вьетнаме (1965-1973), потребовавшая от США огромного количества денежных средств и человеческих жертв. А Ракетные Войска Стратегического назначения СССР, основанные ещё в декабре 1959 года, стремительно развивались и к 1972 году представляли силу, превосходящую США. Тем более что на тот момент у США фактически отсутствовала противоракетная оборона (ПРО), а в СССР она уже была.
Получается, что подписав договор ОСВ-1, Брежнев дал возможность США в дальнейшем почти догнать СССР в количестве стратегического вооружения.
А если к этому ещё добавить «косыгинские реформы» в советской экономике 1965-1970 г.г., признание руководством СССР американского фейка с «полётами на Луну» в 1969-1972 г.г., резкое увеличение товарооборота с западными «партнёрами» в 1972-1975 г.г., в первую очередь, по продаже нефти в Европу, а затем горбачёвскую «перестройку», завершившуюся гибелью СССР, то многое становится более понятным.
В том числе и то, что фразы «лишь бы не было войны» и «за мир во всём мире» в условиях глобального противостояния двух противоположных общественно-экономических систем – капитализма и социализма — были неуместны.
М. Сметанин