Без рубрики
После закрытия для рядовых жителей Ивановской области (и всей России) Египта и «бурным развитием» доморощенной «волжской Ривьеры» — Плёса, московское и областное начальство со страшной силой озаботилось развитием провинциального туризма.
Вдохновлённое, видимо, сомнительной славой фестивалей Тарковского и плёсских уточек, правительство Ивановской области потребовало от каждого муниципалитета разработки соответствующей программы, «формирование привлекательного туристского имиджа», «увеличение туристического потока» и само собою – создание «городского связующего персонажа» или бренда. Типа «родина Бабы Яги»…
Ну, конечно, начальство в Ивановской области все остальные проблемы в регионе давно решило – экономика развивается, соцсфера процветает, пенсионеры до ста лет живут, в каждой семье, как говаривал известный плёсский турист, по автомобилю. Можно теперь и брендами заняться.
* * * * *
Сказано – сделано. Вот и в городском округе Вичуга, по команде сверху, срочно занялись туризмом.
13 сентября глава города М. Куприянов подписал вот такое постановление:
утвердившее, как видим, муниципальную программу «Развитие туризма в городском округе Вичуга» на 2018-2020 г.г.
Согласно первому разделу «Паспорт программы», её исполнителем стал отдел культуры городской администрации, а «целевыми индикаторами» программы были заявлены:
— «увеличение привлекательности городского округа Вичуга для туристов из других регионов;
— количество вновь зарегистрированных туристических агентств в городском округе Вичуга;
— количество туристов, посетивших городской округ Вичуга;
— количество разработанных туристических маршрутов в городском округе Вичуга».
* * * * *
Следующий, самый обширный раздел сего документа: «Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы».
Видимо, решив, что для «привлекательности» Вичуги в глазах потенциальных туристов у нас и так много чего есть, авторы программы перечислили всё то, что, по их мнению, уже и сейчас должно способствовать многотысячному турпотоку на родину виноградовского движения.
Естественно, как и везде, здесь не обошлось без ляпов.
Так откуда-то авторам программы стало известно, что «на вичугской земле родились, жили, учились и работали до войны: два дважды Героя Советского Союза, 11 Героев Советского Союза…». Вроде бы официально считается, что к Вичуге имеют отношение всего 11 Героев, в том числе один Дважды Герой – А.М. Василевский.
Вичужанин – участник Великой Отечественной войны, генерал А.И. Ситнов с лёгкой руки отдела культуры превратился в «Ситникова».
В списке «достопримечательных мест» Вичуги, по версии авторов программы, отсутствуют как некоторые дореволюционные объекты (например, городской отдел образования (ул. Парковая,11) — бывшая библиотека при Свято-Воскресенском храме), так и полностью – архитектурные и мемориальные памятники, связанные с революционной и боевой славой вичужан.
Дома №4 и №6 по ул. Большая Пролетарская в указанном списке названы почему-то «купеческими домами Коноваловых».
Два известных вичугских храма поименованы так: «Храм Воскресения» и «Храм Воскресения Христова». Ни адресов, ни опознавательных различий («белый», «красный» и т.п.). Таким образом, идентифицировать их не только туристам, но и коренным вичужанам представляется крайне затруднительным.
* * * * *
Ну да ладно, как говорится, чем богаты, тем и рады.
А что же планируют реально сделать авторы программы и городские власти для того, чтобы турист со всей России рванул в Вичугу, как в землю обетованную?
Первым делом отдел культуры администрации придумал «бренд Вичуги». Это не Баба Яга и не Дед Мороз, и даже не «Лук-лучок». Это какое-то новодельное мифическое существо под названием Марья Искусница с вичугской спецификой. По мнению авторов программы, этот бренд позиционируется как «покровительница текстиля и изготовления товаров и тканей» (правда, от вичугского текстиля за последние четверть века, честно сказать, мало уж чего осталось).
Как написано в программе, «праздник Марьи Искусницы — мероприятие, содействующее росту туристической привлекательности г. Вичуга в рамках культурного и социального аспекта… Ежегодно на фестивале (август) будут собираться народные умельцы и представлять свои работы, будут проводиться различные мастер-классы, выставки-продажи и дегустации». Напоминает островок на коноваловском пруду с лодочной станцией и кофейней.
Материальное воплощение виртуального образа вичугской Марьи Искусницы должно состояться в создании её «резиденции», которую начальники решили обустроить в стенах ДК «Машиностроитель».
И второй объект вичугского туризма, правда не слишком оригинальный, — так называемая «Скамья примирения», которую уже в 2018 году планируется установить в городском парке. Учитывая сколько в Вичуге разводов и «разделённых» семей, когда один из супругов работает за пределами города, такой символ будет очень кстати.
* * * * *
Кроме этого, с целью развития туризма, городские власти, по их информации, уже разработали и проводят «культурно-познавательные туристические маршруты». Такие, например, как: «Вичуга-город белых колонн», «Вичуга православная», «Династия Коноваловых», «Вичуга в мифах и легендах» и др. (В рамках последнего из перечисленных маршрутов органично смотрелся бы и такой – «Вичуга и комбинат синтетического волокна»).
Эти экскурсии, как указано в программе, «проводятся с элементами интерактива. Экскурсанты вовлекаются в обязательный диалог: «Сколько в городе колонн?», «Маски какого животного присутствуют в архитектуре нашего города?», «Какое животное сидит на воротах у городской больницы?» (животное – на воротах: каково?).
Тем же туристам, которым будет совсем скучно, отдел культуры может предложить… «гастрономический познавательный туризм. В городском округе Вичуга имеется 15 объектов общественного питания открытого типа, в том числе ресторан «Русь», кафе «Стрелец», кафе «Небеса», кафе «Трактир», кафе «Венеция», кафе «Липки» и две столовые».
* * * * *
Известно, что для того, чтобы что-нибудь получить, нужно сначала во всё это что-то вложить.
Так вот, судя по тексту программы, администрация города от развития туризма никаких поступлений в местный бюджет не ждёт. Развиваться должны исключительно частные турагентства, число которых в Вичуге увеличится к 2020 году аж в 3 раза. Оптимизм, конечно, зашкаливает… Это в наше-то время!
Но, с другой стороны, тратить бюджетные деньги на туризм начальники тоже не намерены. Вы будете смеяться, но в 2018 году на всё про всё отдел культуры планирует потратить какие-то жалкие 54 тысячи рублей «внебюджетного финансирования». Из них 39 тысяч должны пойти на «резиденцию Марьи Искусницы» и 15 – на «скамью примирения».
По факту, вероятно, эти копейки отберут у Дворца культуры и ДК «Машиностроитель» из тех средств, что они заработают соответственно на городке аттракционов и кинопрокате.
Вот и всё «развитие туризма» в Вичуге – без денег, без соответствующей организации, без проработанных свежих идей. Чиновничья «гора» родила туристическую «мышь».
Но зато с мудрёной программой, модным брендом и скамеечкой для свиданий.
М. Сметанин