45 лет тому назад, в декабре 1979 года, в московском кинотеатре «Звёздный» состоялась премьера одного из самых популярных советских кинофильмов «Москва слезам не верит».
Уже по итогам следующего, 1980 года, этот фильм стал лидером отечественного кинопроката – за год его посмотрели более 90 миллионов зрителей, и по этому показателю он вышел на второе место среди всех фильмов СССР, после боевика «Пираты XX века».
И вот прошло почти полстолетия, но и сейчас он не стареет, и опять в новогодние каникулы и в другие праздники, наряду с «Иронией судьбы» и «Операцией «Ы», вновь собирает у телеэкранов все поколения зрителей уже совсем другой страны…
Откуда же в конце 70-х годов прошлого века, в конце брежневского «застоя», появилась идея снять этот фильм, с таким вроде бы «бытовым» и совсем незатейливым сюжетом?
Начиналось всё так. Ещё в 1977 году писатель Валентин Черных всего за 19 дней спешно написал сценарий на конкурс сценариев о Москве и занял на этом конкурсе третье место.
После этого режиссёр Владимир Меньшов заинтересовался этим сюжетом, но в процессе работы основательно его переделал, внеся в первоначальный текст более сорока поправок и множество новых сцен и фраз.
Сюжет двухсерийного фильма всем известен. Действие его начинается в 1958 году, с «покорения» Москвы тремя 20-летними подругами, приехавшими из провинции. Их судьбы складываются по-разному, и во второй серии, спустя 20 лет, становится понятным, чего именно каждая из них достигла в жизни. Главная героиня – Катерина – превращается из скромной рабочей девушки в директора завода и депутата Моссовета, и, в конце концов, находит и своё личное счастье в лице простого слесаря Гоши, признавшись ему: «Как долго я тебя искала…».
В главных ролях – Катерины и Гоши – режиссёр Меньшов снял свою жену, актрису Веру Алентову и уже известного тогда Алексея Баталова. Кроме того, в фильме задействованы, как и не слишком примелькавшиеся тогдашнему массовому зрителю актеры, так и уже довольно популярные в то время Ирина Муравьёва, Александр Фатюшин, Олег Табаков и др.
Сам режиссёр Владимир Меньшов тоже снялся в микро-роли друга Гоши на загородном пикнике. Кроме того, «в роли самих себя» в фильме можно увидеть поэта Андрея Вознесенского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Георгия Юматова, эстрадный дуэт куплетистов Павла Рудакова и Вениамина Нечаева.
Настоящим украшением фильма стали песни «Александра» и «Диалог у новогодней ёлки» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.
Множество фраз из «Москва слезам не верит» стали крылатыми, и, что называется, разошлись в народе. Например:
— «Какие люди, и без охраны!»;
— «Полюбить — так королеву! Проиграть — так миллион!»;
— «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»;
— «С бумагой в стране напряжёнка!»;
— «В сорок лет жизнь только начинается, это уж я теперь точно знаю»;
— «Что ж, вечер перестаёт быть томным»;
— «А что вообще в мире делается? Стабильности нет».
А теперь самый главный вопрос: в чём же всё-таки секрет «бессмертия» этого одного из самых культовых и самых кассовых советских фильмов — «Москва слезам не верит»?
Сюжет обычный, даже можно сказать, банальный, актёры – не звёзды первой величины, спецэффектов никаких нет, «откровенных сцен» тоже.
Нам думается, что причин такой неувядающей популярности, наверное, две.
В-первых, в главной идее фильма – «покорении» Москвы. Чтобы понять Советский Союз полсотни лет тому назад, надо знать, что там происходило. В то время население страны не таяло, как сейчас, а росло, и молодёжь из деревень стремилась уехать в города, а из провинции – в столицу. Поступить в престижный вуз, сделать карьеру, или просто хотя бы стать москвичом в первом поколении.
В фильме это стремление показано как нельзя живо и натурально. Для всех трёх героинь, в конце концов, Москва из неприступной крепости превращается в «этот город — наш с тобою». Так на практике происходило «стирание граней между городом и деревней», и многие из тогдашних «завоевателей» белокаменной до сих пор живут и здравствуют.
Во-вторых, для такого «очень дальнего Подмосковья» как Ивановская область были также важны и чисто бытовые моменты. Помните загадку про «длинный, зелёный, колбасой пахнет» с ответом: «поезд Москва-Кинешма»? Тогда, в конце 70-х – начале 80-х, товарный дефицит усиливался с каждым годом, и поездки в столицу за едой, одеждой и обувью становились делом если не еженедельным, то точно ежемесячным.
А что сейчас? Да почти то же самое. Разница только в том, что если в СССР из Иванова и Вичуги, зарабатывая здесь деньги, ехали в Москву за колбасой по 2-20, то сейчас едут в столицу за деньгами, чтобы затем потратить их дома. Правда, колбасы такой сейчас уже нет. Фильм «Москва слезам не верит» как раз очень наглядно показывает нам эту Москву-кормилицу, которая хоть и «не резиновая», но «утолит все печали», и обязательно «найдёт тепло прохожему, а деревцу — земли».
Так что «Москва слезам не верит» — фильм не устаревающий и даже вполне современный. Ведь в сорок сорок пять лет жизнь только начинается…
М. Сметанин