В воскресенье 19 апреля отмечается главный христианский праздник — Пасха.
Уже давно вошло в традицию, что многие жители Ивановской области посещают в этот день кладбища, где навещают могилы своих родственников, поминают их, приводят захоронения в порядок и т.п.
Другая, сравнительно немногочисленная часть ивановцев, следуя рекомендациям православной церкви, идёт на Пасху не на кладбища, а в храмы…
* * * * *
И вдруг в этом году всё внезапно изменилось. На мир (как-то странно – параллельно с обвалом цен на нефть, общим кризисом товарного перепроизводства и финансовым коллапсом) обрушилась новая «пандемия» под названием «коронавирус».
И, в рамках «борьбы» с сей иноземной заразой, власти, в том числе и в Ивановской области, начали всячески ограничивать контакты между людьми, поясняя эти непопулярные меры «опасностью распространения вируса».
И когда, из-за «самоизоляции», улицы наших городов практически опустели, 9 апреля правительство Ивановской области приняло ещё одно решение: «закрыть для посещения кладбища, кроме погребальных процессий».
Данное решение, чем бы оно ни мотивировалось, означает, что массовому посещению кладбищ на Пасху и в другие, ближайшие в календаре праздники поставлен кордон. Причём не только рекомендательный, а самый что ни на есть реальный – судебно-полицейский.
* * * * *
Соответствующее постановление: «О запрете на территории городского округа Вичуга посещения городских кладбищ» сразу же на другой день — 10 апреля – оперативненько подмахнул глава нашего славного города М. Баранов.
Вот цитата из этого постановления:
«…в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Запретить на территории городского округа Вичуга до особого распоряжения посещение городских кладбищ, за исключением проведения мероприятий по погребению.
- Директору MУП «Комбинат коммунальных предприятий г. Вичуга Ивановской области» Смирнову А.Е. принять меры, направленные на исключение посещения гражданами городских кладбищ, за исключением оформление услуг по погребению и участие в похоронах умерших.
- Рекомендовать начальнику МО МВД России «Вичугский» Морозову Е.В.:
3.1 Взять под контроль соблюдение гражданами требований о запрете на посещение юродских кладбищ.
3.2. Проводить мероприятия, направленные на пресечение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в период запрета на посещение городских кладбищ».
Дипломатично сказано: «принять меры», «взять под контроль», «проводить мероприятия, направленные на пресечение». Про дубинки, слезоточивый газ и водомёты пока ничего не говорится. Это, конечно, вселяет определённые надежды…
* * * * *
А что же церковь?
11 апреля пресс-секретарь патриарха Кирилла с интересной фамилией Легойда назвал решения властей многих регионов закрыть кладбища «разумной, ожидаемой и обоснованной мерой, которая обезопасит многих граждан».
Также он напомнил, что «практика посещения кладбищ на Пасху не является церковной традицией. Она сложилась уже в советское время. Пасха — время радости, а не скорби об усопших. В связи с этим отказ от посещения могил наших предков на Пасху не является грехом и предательством памяти скончавшихся».
То есть церковь – официально! – закрытие кладбищ поддержала.
* * * * *
Но, одновременно с этим, сама РПЦ прекращать свою «работу» не собирается. Призывая, с одной стороны, молиться дома и беречь здоровье, настоятели храмов их не закрывают, и, судя по всему, на Пасху они также будут открыты.
Но самое интересное, что и власти, закрыв почти уже всё что можно, церкви не трогают.
И что же получается: теперь на Пасху и в последующие за ней Красную горку и Радоницу находящимся на «самоизоляции» простым смертным путь на кладбища закрыт, а в церковь – милости просим…
* * * * *
Вот что по этому поводу сказал 14 апреля на совещании с главами городов и районов воцерковлённый губернатор Ивановской области С. Воскресенский:
«Я человек верующий и всегда на Пасху ходил в храм. В этом году я в храм не пойду. И всем рекомендую поступить также и возрадоваться празднику Пасхи дома. При этом храмы закрывать считаю кощунством, этого делать нельзя».
* * * * *
Ему вторит и настоятель Вичугского Воскресенского (старого) храма (белой церкви) игумен Филарет (в миру С. Соловьёв) на своём церковном сайте:
«Дорогие братья и сестры!
В связи со сложившейся сложной ситуацией эпидемии коронавируса, мы все вынуждены пребывать в режиме самоизоляции. Но даже при отсутствии прихожан, продолжается совершение богослужений, храм открыт и действует… В это нелегкое время обращаемся к вам, прихожанам и друзьям Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга, с призывом по возможности поддержать наш храм, а также ваших духовных наставников — священников, трудников прихода, продолжающих нести своё служение. Необходимо оплачивать коммунальные услуги и налоги, заработную плату работникам прихода. Рады будем любой помощи. Перечислять пожертвования можно на карту Сбербанка: …. …. …. …., с пометкой «на храм» или «на нужды храма»… Также вы можете внести пожертвования на храм через «Робокассу».
Вот как-то так: все мы в самоизоляции, но храм открыт, можете даже не приходить, но деньги перечислять не забывайте.
* * * * *
Что же касается заявления патриаршего пресс-секретаря о том, что, дескать, на кладбища в Пасху народ стал массово ходить только «уже в советское время», то это, конечно, неправда.
Вообще этот праздник под названием Песах возник более 3 тысяч лет тому назад на Ближнем Востоке, в древних традициях религии иудаизма, когда никакого христианства и в помине не было. И символизировал он освобождение древних евреев из-под власти Египта.
Затем, уже в начале нашей эры, Пасха стала христианским праздником, постепенно изменив свой смысл – с поминального обряда, посвящённого воспоминанию о смерти Христа, до прославления его воскрешения (только с IV века нашей эры).
На земли, заселённые славяно-угро-финскими племенами (будущую Россию) христианство, как известно, пришло из Византии лишь в X веке, всего немногим более тысячи лет тому назад. И сразу же начало активно вытеснять господствующие среди тогдашнего местного населения языческие верования, «крестив Русь» в 988 году.
Каждому языческому празднику постепенно придавалось новое, христианское значение, а христианским святым были приписаны привычные для славян признаки языческих богов. Так Коляда — древний праздник зимнего солнцестояния — постепенно превратился в Рождество Христово. Купайло — летнее солнцестояние — переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она «совпала» с языческим праздником Нового года (Великдень или Масленица), который отмечали в день весеннего равноденствия, в марте, когда оживала природа.
В дни этого праздника пекли блины (они символизировали солнце), разрисовывали яйца и выпекали куличи (символы плодородия), сжигали чучело Зимы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.
А также — массово посещали кладбища, приносили еду, раскладывали её на могилах, и устраивали здесь же поминовения усопших родственников.
С течением времени христианство где-то «побороло» многие эти традиции, а где-то «приватизировало», подогнав языческие верования под свои каноны. Так Масленица частично стала Пасхой, регулярно умиравший и воскресавший языческий Даждьбог – Христом, яйца плодородия – символом «воскресения», а хождение на кладбища заменилось (тоже частично) походами в церковь. Естественно, с соответствующими материальными пожертвованиями в её пользу… Последнее – самое важное.
Что же до советского времени, то тогда, особенно в 20-30-е и в 50-е годы, ввиду закрытия многих церквей и мощной антирелигиозной пропаганды, народ в Пасху действительно стал больше ходить на кладбища, но вообще эта традиция – гораздо старше христианства.
* * * * *
Возвращаясь же к нашему 2020 году, можно сказать, что и власти, и РПЦ, в едином порыве, похоже, стараются использовать «корона-кризис» для отвлечения населения от «неправильного» посещения кладбищ и направления его в «лоно церкви».
Которая, как и любая другая коммерческая структура, нуждается в рынке сбыта своих специфических услуг. Как говорится, бизнес – ничего личного…
М. Сметанин