ОТ ХРУЩЁВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ» — К БРЕЖНЕВСКОМУ «ЗАСТОЮ»

55 лет тому назад — 14 октября 1964 года – в Советском Союзе произошёл государственный переворот. Н.С. Хрущёв был смещён с высших постов в партии и государстве, и на его место пришёл Л.И. Брежнев. Период руководства страной Хрущёвым, называемый тогда «оттепелью», сменился брежневским «застоем».

* * * * *

Что же происходило тогда, в такие же октябрьские дни, более полувека тому назад?

К этому времени Н.С. Хрущёв занимал высшую партийную должность, называвшуюся тогда «Первый секретарь ЦК КПСС» (с 1953 года) и, кроме того, возглавлял Совет министров СССР (с 1958-го).

Идея антихрущевского заговора возникла у членов Президиума ЦК КПСС весной 1964 года. В её обсуждении участвовали Ю.В. Андропов, Л.И. Брежнев, А.П. Кириленко, М.А. Суслов, А.Н. Косыгин, Н.В. Подгорный, В.Е. Семичастный, А.И. Шелепин и другие.

Воспользовавшись отдыхом Н.С. Хрущёва в Пицунде (Абхазия), заговорщики получили поддержку большинства влиятельных членов ЦК КПСС и, следуя Уставу партии, решили созвать заседание Президиума ЦК КПСС 12 октября, вызвав на него Первого секретаря под надуманным предлогом.

Сразу после прибытия Хрущёва в Кремль была заменена его охрана в приёмной, на квартире и на даче, отключена связь. Первое заседание 13 октября открыл сам Хрущёв. Выступающие обвинили его в «волюнтаризме» во внутренней политике, в авантюризме в международных вопросах (в частности, в Карибском кризисе 1962 года), а также в «формировании нового культа личности».

По итогам заседания Президиум ЦК КПСС постановил освободить Н.С. Хрущёва от занимаемых постов (по его просьбе была принята формулировка «в связи с преклонным возрастом и по состоянию здоровья»).

14 октября Пленум ЦК КПСС подтвердил это решение, избрал Первым секретарём ЦК КПСС Л.И. Брежнева и рекомендовал на пост председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина.

Формально Н.С. Хрущёв вплоть до XXIII съезда КПСС (1966 год) оставался членом ЦК, однако фактически от участия в его работе был отстранён.

* * * * *

Причиной заговора стало недовольство политикой Н.С. Хрущёва со стороны высшего партийного аппарата (из-за введения системы ротации партийных кадров в соответствии с новым Уставом КПСС, принятым в 1961 году), многих министров (их влияние заметно ослабло с ликвидацией отраслевых министерств и переходом к территориальному принципу управления промышленностью), руководства министерства обороны (из-за сокращения численности армии), местных партийных лидеров (были недовольны разделением обкомов на промышленные и сельские) и др.

Дальнейшие годы, однако, показали, что события 13-14 октября коренным образом не изменили главный социально-экономический и общественно-политический курс руководства страны. Смещение Хрущёва и замена его на Брежнева не были ни революцией, как в октябре 1917 года, ни завершением контрреволюции, как в августе 1991-го. По сути, речь шла именно о «дворцовом перевороте», когда одна часть «элиты» одержала верх над другой.

Характерно также, что, в отличие от событий 1953 года, когда после смерти (или убийства?) И.В. Сталина последовал ряд репрессий против его ближайшего окружения (Л.П. Берия и других), октябрьские события 1964 года обошлись, грубо говоря, без единого выстрела.

* * * * *

До сих пор в сознании многих людей брежневский период воспринимается более позитивно, чем хрущёвский. Многие ещё помнят, например, что при Брежневе трудящиеся СССР перешли на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными, десятки миллионов семей получили бесплатные квартиры, до конца 70-х годов не было проблем со снабжением продовольственными и промышленными товарами, росли зарплаты и пенсии…

Однако на самом деле маховик сворачивания социализма в стране был уже запущен. В 1958 году, ещё при Никите, государственные машинно-тракторные станции были «подарены» колхозам (первый крупнейший акт приватизации госсобственности ещё задолго до Чубайса!). В 1961 году, на XXII съезде КПСС партия официально отказалась от принципа диктатуры пролетариата, заявив в главном партийном документе – Программе, что она «перестала быть необходимой в СССР», и теперь у нас «общенародное государство».

А Брежнев, несмотря на «противостояние» Хрущёву, продолжил его дело. Экономические реформы Косыгина 1965-1970 г.г. распространили в промышленности такие показатели как прибыль и рентабельность, постепенно превращая государственные предприятия в частные. А брежневская конституция 1977 года окончательно закрепила такое положение дел, провозгласив, что в экономике СССР «активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость и другие экономические рычаги и стимулы».

После всего этого, наступление горбачёвской «перестройки» и развал Союза стали лишь вопросом времени.

М. Сметанин