100 лет тому назад — 31 августа 1920 года — на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде был выпущен первый советский танк типа М, получивший собственное имя «Борец за свободу товарищ Ленин».
* * * * *
Дореволюционная Россия собственной танковой бронетехники не имела. Были броневики, бронеавтомобили, но танков (бронированных боевых машин на гусеничном ходу, с основным пушечным вооружением во вращающейся башне), в Российской империи не производили. Первые отечественные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.
В 1916 году царская Россия заказала во Франции 390 лёгких танков Renault FT-17, однако получить заказ не смогли из-за Февральской революции. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе гражданской войны, когда белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и те же французские Renault FT-17.
* * * * *
20 этих последних французских машин были выгружены в Одессе в декабре 1918 года, и уже в марте 1919-го в ходе боя четыре из них достались Красной Армии в качестве трофеев. Это событие сыграло важную роль в развитии отечественного танкостроения.
Два трофейных танка были отправлены в Москву в подарок лично председателю Совета народных комиссаров В.И. Ленину. К подарку было приложено написанное красноармейцами письмо, в котором, в частности, говорилось: «…сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции».
1 мая 1919 года Renault FT-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.
* * * * *
Ленина образец новой военной техники очень заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства.
Уже на следующий день после первомайского парада, 2 мая 1919 года В.И. Ленин отправил в штаб 2-й Украинской Советской Армии такую телеграмму:
«Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам 2-й Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка.
Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильною Антанты.
Лучший привет и самые горячие пожелания успехов рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армии. Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин)».
* * * * *
Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии. 10 августа совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.
Речь не шла о проектировании принципиально новой машины — в условиях гражданской войны для этого не было ни кадров, ни ресурсов, ни возможностей. В качестве образца должен был выступить трофейный Renault FT-17.
На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной Армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.
Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные узлы и агрегаты взамен недостающих.
Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.
* * * * *
Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.
И ровно сто лет назад — 31 августа 1920 года — первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех. Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода — «Борец за свободу товарищ Ленин». Когда танк был подготовлен к испытанию, рабочие на правом и левом бортах танка нанесли белой краской надписи: «Борец за свободу тов. Ленин», а на носу корпуса нарисовали звезду и надпись: «РСФСР».
Кроме него, ещё были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».
* * * * *
Изначально предполагалось строить танки в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя и командира-стрелка.
Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и неофициальное, но устойчивое название «Рено-Русский» (а также «Танк М» или «Танк КС» — (Красное Сормово).
Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Танк М» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.
* * * * *
Большая часть машин была принята на вооружение Красной Армии уже после завершения гражданской войны, и поэтому новые танки участия в боевых действиях не принимали.
Первые отечественные танки состояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, после чего были сняты с вооружения и постепенно разобраны. Ни одного экземпляра танка «Рено-Русский» до наших дней не сохранилось.
Существуют, однако, две поздние копии «Товарища Ленина» в натуральную величину. Первая из них была собрана в 1970-х годах и установлена на территории воинской части в подмосковной Кубинке в качестве памятника. Впоследствии, при организации на базе полигона Центрального музея бронетанкового вооружения и техники, макет «Танка М» был перенесён на новый постамент на территории музея, где и находится в настоящее время.
Второй макет «Рено-русского» является, вместе с танком Т-34-85, частью памятника, установленного в Нижнем Новгороде (в то время Горьком) на площади возле проходной завода «Красное Сормово». Памятник был открыт 9 мая 1980 года, в 35-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
«Танк М» не прославился на полях сражений, но главная его заслуга в том, что он был первым советским танком. Опыт, полученный при его изготовлении, позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков типа МС-1 (Т-18).
М. Сметанин