ПОДВОДНИК НОМЕР ОДИН АЛЕКСАНДР МАРИНЕСКО

9 Мая нынешнего года мы отметим 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне – самой кровопролитной и самой справедливой войне в истории человечества.

Это грозное время дало стране множество героев – прославленных и неизвестных, получивших высокие награды и незаслуженно забытых. А были и такие, чьи подвиги, хотя и были известны, но всё же не получили должного признания, из которых самым высоким в те годы было присвоение звания Героя Советского Союза.

Среди таких «полупризнанных» героев Великой Отечественной – наш земляк, осуществивший в 1941(!) году блестящую операцию по бомбардировке Берлина, Семён Жаворонков; руководивший водружением Знамени Победы над рейхстагом Алексей Берест; командир первой батареи реактивных «Катюш» Иван Флёров и многие другие.

Среди них – командир подводной лодки Балтийского флота С-13, капитан третьего ранга, подводник номер один всех войн ХХ века Александр Иванович Маринеско.

30 января 2025 года его главному подвигу, который считается крупнейшей победой Военно-морского флота СССР, исполняется 80 лет.

* * * * *

Александр Маринеско (первоначально, по фамилии отца, Маринеску) родился 2 (15) января 1913 года в Одессе. Отец – рабочий, бывший гражданин Румынии, мать – из украинской крестьянской семьи. Национальность самого Александра Маринеско, в соответствии с большинством документов — украинец. Будучи ещё подростком Александр настоял, чтобы его фамилия писалась на украинский манер, с окончанием на «о».

Кстати говоря, для будущей карьеры офицера-подводника фамилия Маринеско была как нельзя подходящей, поскольку, как и современное женское имя Марина, происходит от греческого «mαρίνος» и латинского «marinus», что в переводе на русский означает «моряк» или «морской».

В 1926 году Александр окончил школу и в том же году стал учеником матроса торгового флота. В 1930 году окончил школу юнг, а в 1933-м — Одесский морской техникум. Во время учёбы проходил практику, при этом побывав во многих портах Европы и Ближнего Востока.

* * * * *

В октябре 1933 года Александр Маринеско был призван для несения воинской службы и направлен на обучение в специальные классы командного состава ВМС РККА в Ленинграде. Окончив курсы, в ноябре 1934 года, был назначен командиром штурманского сектора подводной лодки Щ-306 Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта.

В ноябре 1937 года Маринеско был направлен на годичное обучение в учебный отряд подводного плавания, готовивший помощников командиров подводных лодок. После завершения обучения в ноябре 1938 года получил звание старшего лейтенанта и был назначен помощником командира на подводную лодку Л-1, а в мае 1939 года — командиром подводной лодки М-96.

По итогам 1940 года М-96 стала лучшей подводной лодкой по огневой подготовке в 3-й бригаде подводных лодок и одной из лучших на Балтийском флоте, а Маринеско за отличное управление торпедной стрельбой приказом наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова, был награждён золотыми часами. Кроме того, в ноябре 1940 года Маринеско было присвоено звание капитан-лейтенанта.

* * * * *

За период Великой Отечественной войны подводные лодки (сначала М-96, затем С-13) под командованием А.И. Маринеско совершили шесть боевых походов в Балтийском море.

12 августа 1942 года М-96 под командованием Маринеско вышла в боевой поход в район Финского залива между Таллином и Хельсинки. 14 августа 1942 года Маринеско обнаружил немецкий конвой, и атаковал его торпедой, в результате чего был затоплен транспорт «Порто Алегре».

25 августа М-96 прибыла в Кронштадт. За время похода подлодка 39 раз форсировала минные заграждения, но, благодаря грамотным действиям командира, избежала подрыва. Однотипные подводные лодки М-95 и М-97, ходившие по тому же маршруту до и после М-96, погибли, подорвавшись на минах.

По итогам боевого похода А.И. Маринеско был награждён орденом Ленина.

* * * * *

С 8 по 12 ноября 1942 года М-96 совершила ещё один боевой поход в Нарвский залив для высадки разведгруппы штаба Балтийского флота. Задачей группы был захват вражеской специальной аппаратуры в штабе немецкого полка.

Разведгруппа была высажена с М-96 вечером 9 ноября, и вернулась через несколько часов с «уловом». В ходе похода М-96 пересекла 17 линий мин. За выполнение этой боевой задачи, 23 ноября 1942 года Маринеско было присвоено звание капитана третьего ранга.

В апреле 1943 года Маринеско был назначен командиром подводной лодки С-13.

* * * * *

1 октября 1944 года С-13 под командованием Маринеско вышла из Кронштадта в боевой поход на позицию в районе полуострова Хель.

Ночью 9 октября Маринеско обнаружил цель, которой стал немецкий транспорт «Зигфрид» вместимостью 563 тонны. Сблизившись с целью в надводном положении, С-13 выпустила по ней четыре торпеды, но неудачно. Тогда Маринеско решил уничтожить транспорт артиллерийским огнём. После попаданий снарядов транспорт не затонул, но получил серьёзные повреждения, был выброшен на мель, и затем находился в ремонте до конца войны.

Итоги этого похода были оценены командованием как удовлетворительные, положительно отмечалось смелое решение о применении артиллерии. В ноябре 1944 года А.И. Маринеско был награждён орденом Красного Знамени.

* * * * *

В январе 1945 года С-13 вышла в очередной боевой поход.

30 января 1945 года, находясь на подступах к Данцигской бухте, командир С-13 А.И. Маринеско обнаружил, больше часа преследовал и тремя торпедами с надписями «За Родину», «За советский народ» и «За Ленинград», утопил шедший из Данцига десятипалубный немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» (на фото слева).

Во время потопления на борту лайнера находилось около 10 000 человек, из них 3 700 обученных специалистов-подводников, а также раненые и беженцы. Из находившихся на борту корабля были спасены 1 252 человека. С юридической точки зрения, «Вильгельм Густлофф» являлся вооружённым кораблём военно-морского флота, на который разрешили подняться беженцам, и представлял собой законную военную цель.

В ряде советских и современных российских публикаций уничтожение «Вильгельма Густлоффа» именуется «атакой века», а самого Александра Маринеско в них называют «подводником номер один». Этой операцией был нанесён непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество обученных специалистов, которого было бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок.

* * * * *

Поздно вечером 9 февраля 1945 года, находясь в надводном положении, С-13 по шумопеленгатору обнаружила корабли противника, которыми были транспорт «Штойбен» вместимостью 14 660 тонн, в сопровождении миноносца и торпедного катера.

Маринеско преследовал немецкие корабли более четырёх часов. Наконец, в 02.50 10 февраля С-13 с дистанции 12 кабельтовых выпустила по «Штойбену» две торпеды. Из них попала только одна, но и этого оказалось достаточно, и через полтора часа «Штойбен» затонул. На «Штойбене» находились около 4 200 человек, из которых удалось спасти около 700. Как и «Вильгельм Густлофф», вооружённый и сопровождаемый эскортом из боевых кораблей «Штойбен» представлял собой законную военную цель.

* * * * *

В статье бывшего наркома Военно-морского флота СССР, адмирала Н.Г. Кузнецова, вышедшей в журнале «Нева» в 1968 году, утверждалось, что «половину пассажиров лайнера составляли высококвалифицированные специалисты — цвет фашистского подводного флота, на лайнере находились гитлеровские сановники, спасающие свою шкуру, офицеры военного флота, СС и полиции, а в целом в результате потопления «Густлоффа» и «Штойбена» Александр Маринеско уничтожил восемь тысяч гитлеровцев. Полноценная дивизия! Да ещё какая дивизия! Отборные офицеры, первоклассные специалисты — подводники, эсэсовцы, фашистские бонзы».

В целом действия Маринеско были охарактеризованы как «изумительный подвиг, который в то время не был оценён по заслугам», «в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем».

* * * * *

20 февраля 1945 года командир 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота уже подготовил наградной лист о присвоении Маринеско звания Героя Советского Союза. Однако временно исполняющий обязанности командира бригады подводных лодок Балтийского флота Л.А. Курников понизил уровень награды, заменив её на орден Красного Знамени; одновременно на степень ниже понижались награды и для экипажа подводной лодки.

Тем не менее, Александр Маринеско является признанным лидером среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника: 42 557 брутто-регистровых тонн.

* * * * *

Александр Иванович Маринеско был непростым по характеру и поведению человеком, тяжело переживал неудачи и несправедливость, был прямолинеен, часто говорил начальству в глаза открытую правду, чем заслужил его предвзятое к себе отношение и зависть многих коллег.

В начале августа 1945 года Маринеско был понижен в звании и отстранён от командования С-13, а 20 ноября уволен в запас.

После этого его ждала нелюбимая, не по специальности работа, две судимости по спорным обвинениям, забвение военных подвигов и проблемы со здоровьем.

В конце 1962 года у Маринеско был диагностирован рак пищевода, а 25 ноября 1963 года Александр Иванович Маринеско скончался в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.

* * * * *

Однако в итоге история всё расставила по своим местам.

Ветераны флота добились отмены приказа о снижении Маринеско в звании, восстановления его законных ветеранских и пенсионных прав. Правда, произошло это уже под конец его жизни, в 1960 году, и всё же смерть он встретил капитаном третьего ранга, пусть и в запасе.

Затем последовал пересмотр приговоров по уголовным делам: понадобились годы, чтобы убедиться, что состав преступления в тех историях отсутствовал.

И, наконец, 5 мая 1990 года, в преддверии 45-летия Победы, под давлением широкой общественности, президент СССР Горбачев подписал указ о присвоении Александру Ивановичу Маринеско звания Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне».

М. Сметанин

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU