ПОЛВЕКА ОПЕРАЦИИ «ДУНАЙ» ГЕНЕРАЛА МАРГЕЛОВА

Среди дат разнообразных военных конфликтов с участием Советского Союза и адресов «горячих точек», где пришлось побывать нашим войскам в 50-80 годы прошлого века, довольно малоизвестными для жителей современной России и, особенно для молодёжи остаются события в Чехословакии 1968 года.

21 августа 2018 года этим событиям, вошедшим в историю как «ввод войск Организации Варшавского договора в ЧССР» или «операция «Дунай», исполняется ровно 50 лет.

* * * * *

В первые дни 1968 года в социалистической тогда Чехословакии произошло что-то вроде государственного, а, вернее внутрипартийного переворота. 4 января сменилось руководство Коммунистической партии (КПЧ), первым секретарём ЦК которой был стал А. Дубчек. В результате власть в ЧССР захватила группировка псевдокоммунистов, представлявшая собой «рыночных реформаторов», ратовавших за «свободу», «демократию» и «социализм с человеческим лицом».

Короче говоря, Дубчек был немного опередившим время Горбачёвым, который спустя 17 лет начал разваливать СССР и уничтожать в нём социализм под точно такие же лозунги.

* * * * *

Тогдашнее руководство СССР во главе с Л. Брежневым опасалось, что в случае проведения в Чехословакии «демократических реформ» и «независимой» от Москвы (а, значит, зависимой от стран капиталистического Запада) внутренней и внешней политики, СССР потеряет контроль над ЧССР. Подобный сценарий событий грозил расколом восточноевропейского социалистического блока, как в политическом, так и военно-стратегическом плане. Этого допустить было нельзя.

* * * * *

В марте 1968 года ЦК КПСС разослал партийному активу секретное письмо о положении в ЧССР. В нём говорилось о том, что «…в последнее время события развиваются в отрицательном направлении. В Чехословакии ширятся выступления безответственных элементов, требующих создать «официальную оппозицию», проявлять «терпимость» к различным антисоциалистическим взглядам и теориям… Раздаются призывы к созданию частных предприятий, отказу от плановой системы, расширению связей с Западом. Более того, в ряде газет, по радио и телевидению пропагандируются призывы «к полному отделению партии от государства»… превращению ЧССР в «открытое общество» и другие…».

* * * * *

23 марта в Дрездене состоялась встреча руководителей партий и правительств шести социалистических стран — СССР, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и ЧССР, на которой первый секретарь ЦК КПЧ А. Дубчек был подвергнут резкой критике.

Весной 1968 года объединённым командованием стран Варшавского Договора совместно с Генеральным штабом Вооружённых Сил СССР была разработана операция под кодовым названием «Дунай».

8 апреля командующий Воздушно-десантными войсками СССР генерал армии В. Маргелов получил директиву, согласно которой приступил к планированию применения воздушных десантов на территории ЧССР. В директиве говорилось: «Советский Союз и другие социалистические страны, верные интернациональному долгу и Варшавскому Договору, должны ввести свои войска для оказания помощи Чехословацкой народной армии в защите Родины от нависшей над ней опасности».

* * * * *

Советские лидеры пытались повлиять на А. Дубчека, стремясь не доводить ситуацию до применения силы. В конце апреля состоялась его встреча с главнокомандующим Объединёнными Вооружёнными Силами стран — участниц Варшавского Договора маршалом И. Якубовским, а 4 мая – с Л. Брежневым, но на обеих встречах взаимопонимания достичь не удалось.

29 июля советскому руководству поступило письмо кандидата в члены Президиума ЦК КПЧ А. Капека с просьбой об оказании его стране «братской помощи». 3 августа Брежневу было передано письмо уже пяти членов руководства КПЧ с просьбой об оказании «действенной помощи и поддержки», чтобы вырвать ЧССР «из грозящей опасности контрреволюции».

* * * * *

16 августа на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято окончательное решение о вводе войск в ЧССР.

Политическое руководство операцией было поручено члену Политбюро ЦК КПСС К. Мазурову. Военную подготовку осуществлял главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель министра обороны СССР, генерал армии И. Павловский.

Однако, учитывая, что основная активная роль в кампании и, главное, на её самом важном, первом этапе отводилась Воздушно-десантным войскам, фактически непосредственным руководителем операции «Дунай» стал командующий ВДВ генерал армии, Герой Советского Союза В. Маргелов.

В состав объединённой группировки входили войска СССР, Польши, Венгрии и Болгарии общей численностью до 0,5 млн. человек и около 5 тысяч единиц бронетехники, при участии авиации. Кроме того, на случай вмешательства НАТО, были приведены в состояние повышенной боеготовности советские войска ПВО, Военно-морской флот и ракетные войска стратегического назначения.

* * * * *

20 августа в 22-15 в войска поступил сигнал о начале операции «Дунай».

На боевую технику, участвующую во вторжении, были нанесены белые полосы. Вся техника без таких полос подлежала «нейтрализации», а в случае сопротивления — уничтожению без предупреждения и команд сверху. При встрече с войсками НАТО было приказано немедленно останавливаться и без команды не стрелять.

Ввод войск в Чехословакию осуществлялся в 18 местах с территории ГДР, ПНР, СССР и ВНР. Одновременно в Праге и Брно были высажены две советские воздушно-десантные дивизии.

В 2 часа ночи 21 августа на аэродром «Рузине» в Праге высадились передовые подразделения 7-й дивизии ВДВ. Они блокировали основные объекты аэродрома, куда стали приземляться советские Ан-12 с десантом и боевой техникой.

Захват аэродрома был произведён с помощью обманного манёвра: подлетающий к аэродрому советский пассажирский самолёт запросил вынужденную посадку из-за якобы повреждения на борту. После разрешения и посадки десантники с самолёта захватили диспетчерскую башню аэропорта и обеспечили посадку десантных самолётов.

К 4:30 утра 21 августа здание ЦК КПЧ было окружено советскими войсками и бронетехникой, в здание ворвались десантники и задержали руководителей страны во главе с А. Дубчеком.

В 5:10 утра 21 августа в Брно высадилась две разведроты ВДВ, которые в течение 10(!) минут захватили аэродромы Туржаны и Намешть, после чего сюда началась высадка основных сил. Военно-транспортные самолёты совершали посадку на аэродромы один за другим. Десант спрыгивал, не дожидаясь полной остановки. К концу взлётно-посадочной полосы самолёт оказывался уже пуст, и тут же набирал скорость для нового взлёта. С минимальным интервалом сюда стали прибывать другие самолёты с десантом и военной техникой.

К 9:00 утра 21 августа в Брно десантниками были блокированы все дороги, мосты, выезды из города, здания радио и телевидения, телеграф, главпочтамт, административные здания города и области, типография, вокзалы, а также штабы воинских частей и предприятия военной промышленности.

Спустя четыре часа после высадки первых групп десантников важнейшие объекты Праги и Брно оказались под контролем союзных войск.

К концу дня 21 августа войска стран Варшавского договора, без применения оружия(!), заняли все основные объекты на территории Чехословакии.

* * * * *

В дальнейшем на территории ЧССР имели место отдельные столкновения советских и союзных войск с жителями, либо с выступавшими под их видом боевиками, а также нападения последних на наших солдат. 

Всего с 21 августа по 20 сентября 1968 года боевые потери советских войск составили 12 человек погибшими, польских – 10, болгарских и венгерских – по одному человеку. За тот же период погибло 108 граждан ЧССР.

* * * * *

В результате операции «Дунай» и последовавших за ней событий в ЧССР был прерван «процесс реформ», и благодаря этому в стране ещё на 20 с лишним лет сохранился социализм. В 1969 году генеральным секретарём ЦК КПЧ был избран лояльный СССР Г. Гусак. «Реформаторы» были отстранены от должностей.

Советские войска (около 130 тыс. человек) оставались на территории ЧССР до 1991 года.

* * * * *

Любопытно, что 5 декабря 1989 года, незадолго до контрреволюционных событий в самом СССР, было принято «Заявление Советского правительства», в котором, устами М. Горбачёва ввод войск в Чехословакию в 1968 году был назван как «неправомерный акт вмешательства во внутренние дела суверенной страны, акт, прервавший процесс демократического обновления ЧССР и имевший долговременные отрицательные последствия».

* * * * *

Сейчас, оглядываясь на полвека назад, и учитывая весь приобретённый за это время и, особенно за почти уже 30-летнюю историю «новой» капиталистической России опыт, можно с уверенностью сказать, что решение руководства СССР о вводе войск в Чехословакию было правильным со всех точек зрения.

Другое дело, что внутри самого лидера социалистической системы – Советского Союза – уже тогда, а ещё больше в 70-80-е годы набирали силу такие же контрреволюционные процессы. И если б их можно было остановить, и СССР не рухнул в 1991 году, то история пошла бы по совсем другому сценарию…

М. Сметанин