ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И ДЛЯ… СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Незабываемый момент в жизни каждого человека – окончание школы. Завершилось беззаботное детство, впереди – взрослая, самостоятельная жизнь с её тревогами и радостями.

Уже завтра в школах Ивановской области прозвенит последний звонок.

Последний звонок – это традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу, который проходит в конце мая, когда уроки уже закончились, а выпускные экзамены ещё не начались.

Торжественная церемония этого праздника включает в себя выступления гостей, директора школы, первой учительницы, родителей, приветствие первоклассников, напутственное слово учеников старших классов.

По традиции выпускницы в этот день надевают школьную форму, а выпускники – строгие костюмы. Во время празднования звонят в колокольчик, символически изображающий школьный звонок. При этом обычно в колокольчик звонит первоклассница, которую несёт одиннадцатиклассник. Часто выпускники выходят на улицу и отпускают в небо голубей или воздушные шары, а также исполняют школьный вальс.

* * * * *

Когда же возникла эта традиция? Точно неизвестно, но понятно, что праздник с таким названием и соответствующими атрибутами должен быть связан не только с датой окончания учёбы, но и собственно с самим школьным звонком.

Известно, что электрические, известные нам с детских лет звонки массово появились в советских школах только в 50-е годы прошлого века. До этого их функции исполняли разных размеров колокольчики, которые сегодня стали антиквариатом и главным атрибутом праздника.

По неофициальным данным, праздник последнего звонка отмечался в России ещё до Октябрьской революции, а затем и в первые советские десятилетия, но это была традиция отдельных учебных заведений, не имеющая распространения повсюду.

Официально же и повсеместно этот праздник в Советском Союзе начали отмечать с 1971 года, согласно соответствующей инструкции тогдашнего министерства просвещения СССР. Говорят, что таким образом чиновники министерства планировали поднять престиж среднего образования в стране.

* * * * *

И вот здесь хочется отметить одну интересную деталь. При всём уважении к устоявшейся школьной традиции, стоит признать, что праздновать и отдыхать – это всё же не учиться и не работать.

У нас же, ещё в советское время, где-то с 60-х годов стала набирать силу тенденция как раз к увеличению количества праздников и всевозможных развлечений, что свидетельствует вообще-то о замедлении развития чего бы то ни было и о постепенном переходе к упадку. Что мы и наблюдаем теперь «во всей красе».

Так, например, известно, что в СССР не было столько нерабочих праздничных и выходных дней, как в последующее время и особенно как теперь. При этом развивалась экономика, строились промышленные предприятия, жильё, дороги, объекты жизнеобеспечения и соцкультбыта.

Сейчас же у нас – сплошные праздники, презентации, реалити-шоу, акции, флешмобы, песни и пляски. Причём, чем хуже ситуация, тем больше праздников.

И школа здесь – не исключение. Последние звонки, многочасовые выпускные вечера, приёмы медалистов, День знаний, День учителя. Становятся уже традицией выпускные после окончания начальной школы, после 9-го класса и даже после детского сада.

Все эти праздники, несмотря на растущую бедность большинства родителей, с каждым годом отмечаются всё пышнее, наряды выпускников всё дороже, а «неофициальная часть» проходит не абы где, а в самых крутых кафе и ресторанах.

Также обязательным атрибутом этих мероприятий стало повсеместное и обязательное присутствие на них высокопоставленных чиновников местных администраций, депутатов и партийных функционеров из «Единой России». И, как правило, одну, «образцовую» школу посещают представитель правительства области вместе с главой города, где зачитывают приветствие аж самого губернатора!

Представить себе, чтобы в советские годы секретари горкомов и тем более обкомов то и дело разъезжали по праздникам, было невозможно. Тогда у них, по-видимому, и других дел хватало, поважнее.

* * * * *

И вот, на фоне всего этого сверкающего праздничного великолепия система образования неуклонно и ежегодно деградирует.

Так только за 10 лет (2005-2015 г.г.) в Ивановской области закрылось 164 школы, 2 вуза, 2 вузовских филиала, 30 детских садов (в основном, в сельской местности), 12 детских домов, школ-интернатов и домов ребёнка.

За тот же период сокращено 3 242 школьных учителя, уменьшилось количество школьников на 13 145 человек, учащихся ПТУ – на 8 062, студентов колледжей и техникумов – на 3 798, студентов вузов – на 23 436 человек (практически население г. Родники).

Не менее «впечатляют» не только количественные, но и качественные показатели «развития» нашей системы образования, особенно школьной. Здесь главное «достижение» – это ЕГЭ, который учит школьников не мыслить, а угадывать нужный результат…

* * * * *

Но – хватит о грустном.

Несмотря ни на что, поздравляем выпускников, их родителей и педагогов с завершением учебного года и праздником последнего звонка!

Что же касается «последнего звонка» для нашей системы образования, то будем надеяться, что он всё-таки не «прозвенит».

М. Сметанин