120 лет тому назад родился легендарный советский лётчик-испытатель, совершивший первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс, любимец миллионов граждан СССР, Герой Советского Союза Валерий Чкалов, проживший на свете всего 34 года.
Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье рабочего и домохозяйки.
В 1916 году окончил начальную школу и поступил в Череповецкое техническое училище, однако в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а затем кочегаром на речном пароходе.
В 1919 году Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, в возрасте 15 лет вступив добровольцем в Красную Армию, начал работать учеником слесаря-сборщика военных самолётов в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Валерий поступил в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, а после её окончания в 1922 году был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504.
В 1923-1924 годах Чкалов завершил своё образование прохождением курса в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты-истребители – английский Martinsyde и немецкий Junkers, и в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
* * * * *
В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова.
И вот тут проявился его дерзкий, смелый и «рисковый» характер, за что Валерий получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде.
В 1926-1928 г.г. Чкалов служил в Ленинградской области, затем был переведён в Брянск. Здесь он совершил аварию, был обвинён в воздушном «лихачестве», нарушениях дисциплины, и осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы с увольнением из Красной Армии. Однако, по личному ходатайству наркома обороны и председателя Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное.
Будучи в запасе, в 1929-1930 г.г. Чкалов работал в Ленинградском Осоавиахиме (сейчас ДОСААФ), где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в армии и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
В 1933 году Валерий Чкалов был переведён лётчиком-испытателем Московского авиационного завода №39 имени Менжинского. Здесь участвовал в испытаниях новейших на то время истребителей И-15 и И-16, тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.
В это же время Валерий Павлович стал широко известен как автор новых фигур высшего пилотажа – «восходящего штопора» и «замедленной бочки».
5 мая 1935 года за успешное испытание новых образцов военной авиатехники Валерий Чкалов был награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина.
* * * * *
Осенью 1935 года лётчик Г.Ф. Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и А.В. Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но И.В. Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 и продолжался 56 часов до посадки на острове Удд в Охотском море. Общая протяжённость беспосадочного рекордного маршрута составила 9 375 километров. На борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку.
За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина.
10 августа 1936 года Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.
* * * * *
Однако, несмотря на этот успех, Чкалов продолжал добиваться разрешения на осуществление своей главной мечты — перелёт в США через Северный полюс.
В мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8 504 километра.
За этот перелёт весь экипаж (Чкалов, Байдуков, Беляков) был награждён орденами Красного Знамени.
Любопытно, что, несмотря на всесоюзную известность и будучи одним из символов СССР и советского человека, Чкалов почти до конца жизни оставался беспартийным, и вступил в ВКП(б) только в 1936 году, после первого рекордного перелёта.
А в декабре 1937 года В.П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. Тогда же, по просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.
Последнее воинское звание Чкалова – комбриг (по современным меркам – среднее между полковником и генерал-майором).
* * * * *
Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта нового истребителя И-180 в Подмосковье, на Ходынском поле.
Сам полёт прошёл нормально, но при заходе на посадку двигатель самолёта неожиданно остановился. Чкалов до последнего момента управлял машиной и пытался сесть, но самолёт зацепился за электропровода и врезался в землю. Чкалова выбросило из кабины, и от полученных травм через два часа он скончался.
Причинами аварии сочли большое количество неисправностей в новом самолёте, спешку и плохую организацию при его подготовке к полёту, а также неблагоприятные погодные условия (25-градусный мороз).
Похоронен Валерий Чкалов в Москве, на Красной площади, в Кремлёвской стене.
Имя Чкалова до сих пор носят 1 778 проспектов, улиц и переулков в России и за рубежом, а также три станции метро, железнодорожная станция, аэропорт и многие другие объекты и населённые пункты. С 1938 по 1957 год имя Чкаловская носила Оренбургская область.
По воспоминаниям современников, любимым девизом Чкалова был такой: «Если быть, то быть первым».
М. Сметанин