Без рубрики
Как-то в череде последних юбилейных и праздничных дат конца октября – начала ноября потерялось важнейшее историческое событие, столетие которого пришлось на 11-е число текущего месяца.
Событие, последствия которого ощущает практически каждый трудящийся гражданин современной России, думая, почему-то, что это, имеющееся до сих пор у него право существовало всегда, и принадлежит ему по праву рождения…
Речь идёт о праве трудящихся на 8-часовой рабочий день.
* * * * *
А между тем в не такие уж давние времена этот вопрос, и в России, и в более развитых странах Западной Европы и США решался далеко не в пользу рабочих.
В 1866 году К. Маркс и Ф. Энгельс, выступая на конгрессе Международного товарищества трудящихся, впервые призвали к введению восьмичасового рабочего дня. Однако и в XIX-м, и в начале ХХ века, несмотря на забастовки и другие массовые акции протеста во многих странах мира, эта цель так и не была достигнута.
В Российской империи лишь с 1898 года продолжительность рабочего дня была законодательно ограничена 11,5 часами, а до этого в данном вопросе царил полный произвол фабрикантов. Лишь в ходе революции 1905-1907 г.г. на некоторых предприятиях (кстати говоря, на ивановских, родниковских и вичугских фабриках) рабочий день был сокращён до 9,5 – 10 часов.
Также в других странах были примеры введения 8-часовых смен в отдельных компаниях (например, на немецком заводе Цейса и на американском Форда) или отраслях.
Но решить данный вопрос на законодательном уровне на всей территории страны для всех категорий наёмных работников смогло только российское правительство большевиков во главе с В.И. Лениным.
* * * * *
11 ноября (29 октября) 1917 года, спустя всего три дня(!) после революции, Советом народных комиссаров РСФСР был принят Декрет «О восьмичасовом рабочем дне».
Вот его основные положения:
— «рабочее время… не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения»;
— «в ночное время воспрещается пользоваться трудом рабочих женского и мужского пола в возрасте до 16 лет»;
— «при найме несовершеннолетних лиц (не достигших 18 лет), кроме изложенных выше, применяются следующие правила: а) малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются, б) рабочее время не достигших 18 лет не может быть продолжительнее 6 часов в сутки».
— «в производствах и работах, особо вредных, в которых рабочие подвергаются действию особых неблагоприятных условий… рабочее время… подлежит дальнейшему сокращению»;
— «все лица женского пола и лица мужского пола, не достигшие 18 лет, к сверхурочным работам не допускаются».
* * * * *
Значение этого декрета было огромно, и его принятие в самые первые дни советской власти красноречиво говорило о том, что эта новая власть опирается именно на трудящихся, на пролетариат, и действует, в первую очередь, в его экономических интересах.
Как видно из текста декрета, 8-часовой рабочий день в РСФСР был установлен при 48-часовой рабочей неделе с одним выходным (воскресным) днём.
Затем работа, направленная на дальнейшее сокращение рабочей смены и увеличение времени отдыха трудящихся была продолжена.
Так с начала 1929 года рабочий день был сокращён ещё на один час и составил 7 часов при 42-часовой рабочей неделе с одним выходным.
Однако уже в августе этого же года в стране была введена пятидневная рабочая неделя с одним выходным днем (четыре рабочих дня подряд, пятый — выходной), которая просуществовала недолго.
И уже в 1931 году в СССР был введён пятидневный «рабочий цикл» (так называемая «рабочая пятидневка» при шестом выходном дне). Рабочее время в неделю при таком раскладе составляло 41 час.
Затем в 1940 году, в связи с напряженной международной обстановкой накануне Великой Отечественной войны, советская власть была вынуждена вернуться к 8-часовому рабочему дню при семидневной рабочей неделе продолжительностью 48 рабочих часов, то есть к положению 1917-1928 г.г.
Однако на практике в самые тяжёлые военные годы (1941-1943) фактически повсеместно рабочие смены составляли по 12 часов, были введены обязательные сверхурочные работы, до конца войны отменены отпуска и выходные (существовали только так называемые «перемены смен», когда время отдыха образовывалось из-за перехода с одной смены на другую).
После войны трудовое законодательство было возвращено к ситуации 1940 года, а затем, в 1956 году рабочий день в СССР был вновь сокращен до 7 часов при 6-дневной рабочей неделе, а рабочая неделя — до 42 часов (как в 1929 году).
В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, был осуществлён переход на пятидневную 42-часовую рабочую неделю с двумя выходными днями. При этом рабочие часы свыше 40 складывались в дополнительный рабочий день — «чёрную субботу».
В 1972 году была установлена 41-часовая рабочая неделя, и «чёрные субботы» стали реже – примерно один раз в 2 месяца.
* * * * *
Любопытный факт.
После Великой Отечественной войны И.В. Сталин предлагал ещё больше сократить продолжительность рабочего дня.
Цитата: «Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день, по крайней мере, до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления».
Насколько известно, активным сторонником таких взглядов был и заместитель председателя Совета министров СССР Л.П. Берия.
Однако данным планам не суждено было сбыться. Пришедший к власти в 1953 году Н.С. Хрущёв отверг эти радикальные планы, и дальнейшее сокращение рабочего дня продолжилось гораздо более скромными темпами.
* * * * *
И ещё один факт. Достижения трудового законодательства в СССР (вместе с ликвидацией безработицы и другими успехами социалистического строительства) вынудили капиталистов многих стран мира пойти на уступки своим трудящимся.
На законодательном уровне 8-часовой рабочий день был закреплён в Мексике в конце 1917 года, в Германии – в 1918 году, во Франции в 1936-м, в США – в 1937-м, в Японии – в 1947-м. Показательно, что раньше всего эти законы были приняты не в наиболее богатых и стабильных капстранах, а там, где рабочий класс более активно боролся за свои права.
* * * * *
В современной России – вновь капитализм.
Формально нынешние власти не отказываются от советского 8-часового рабочего дня, право на который и сейчас юридически закреплено. Однако на практике низкие зарплаты, произвол работодателей и частое отсутствие официального трудоустройства сводят на нет все «бумажные» права трудящихся.
Со стороны бизнеса то и дело звучат жалобы на «низкую производительность труда» и «устарелость» трудового законодательства. Несколько лет назад много шума вызвал проект поправок в Трудовой кодекс, предложенный олигархом Прохоровым, предусматривавший введение 60-часовой рабочей недели (как в США конца XIX века).
Ясно, что в погоне за максимальной прибылью правящий класс и служащее ему государство не намерены останавливаться «на достигнутом» и, не мытьём, так катаньем всё равно будут продолжать наступать на права трудящихся.
Так что сегодня, как и сто лет тому назад, главное остаётся неизменным: положение рабочего класса, в конечном счете, зависит от степени его организованности и готовности бороться за свои интересы.
Причём, не только за возвращение в полном объёме прежних прав, завоёванных прадедами в острой классовой борьбе, но и за их дальнейшее расширение в интересах наиболее широких масс современных трудящихся.
М. Сметанин