В воскресенье 5 мая Русская православная церковь отмечает праздник Пасхи.
На самом деле, конечно, во всём мире этот праздник отмечается гораздо масштабнее, но, как правило, в другие дни календаря.
Почему так получилось? Давайте разбираться.
* * * * *
Пасха («Воскресение Христово», «Светлое Христово Воскресение») — древнейший и самый важный христианский праздник.
Официально-церковная причина его установления – в честь легендарного Воскресения Иисуса Христа, которое является основой всего христианского учения. В православии Пасха как главный праздник выражается словами «праздников праздник и торжество из торжеств».
* * * * *
Происхождение названия праздника уходит своими корнями в иудаизм, Священная книга которого – Танах, по сути, и есть христианский Ветхий Завет – более ранняя, по сравнению с Новым Заветом, часть христианской Библии.
Так вот, этот праздник у евреев называется «Песах» (созвучно Пасхе), что буквально переводится как «миновал, прошёл мимо», и напоминает об эпизоде из Ветхого Завета, в котором бог, уничтожая египетских младенцев-первенцев, проходил мимо домов евреев, специально помеченных пятнами крови.
Арамейское (еврейское) название праздника (Песах) вошло в греческий язык (Πάσχα), затем в латинский (Pascha), и постепенно распространилось в языках Европы (французский — pâques, испанский — pascua, итальянский — Pasqua), по-русски «Пасха».
* * * * *
Однако толкование значения этого праздника в христианстве существенно отличается от ветхозаветно-древнееврейского.
У христиан название праздника Пасхи означает «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа («смертию смерть поправ»).
* * * * *
В настоящее время дата празднования Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, в основе которого лежит периодичность видимых движений Луны и Солнца.
Это делает Пасху переходящим (подвижным, скользящим) праздником, не имеющим фиксированной календарной даты, в отличие от не переходящих (например, Рождество Христово, Крещение Господне, Покров Пресвятой Богородицы и др.).
Даты других переходящих праздников зависят от дня празднования Пасхи (так называемый Пасхальный цикл), то есть также определяются отдельно для каждого церковного года, и отмечаются в последовательности евангельских событий:
— Лазарева суббота – суббота шестой седмицы (недели) Великого поста;
— Вход Господень в Иерусалим – Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи;
— Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи;
— Великий четверг — Тайная Вечеря;
— Страстная пятница – распятие Христа;
— Великая суббота — схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме;
— Пасха — Светлое Христово Воскресение;
— Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
— Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы).
* * * * *
Празднование Пасхи предполагает соблюдение Пасхальных традиций.
К ним относятся:
— приготовление к Пасхальному богослужению, которое охватывает Великий пост и страстную седмицу (в православии семь недель). В это время христиане должны усиленно молиться, поститься, исповедоваться, причащаться, заниматься благотворительностью и посещать храмы (многие ли сейчас всё это делают?);
— само Пасхальное богослужение в храмах, продолжающееся с вечера субботы до утра воскресенья, включающее в себя полунощницу, заутреню и литургию;
— Пасхальное приветствие. Начиная с пасхальной ночи, и в последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!»;
— Пасхальный огонь, который символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы». В крупных городах Греции и РФ в православных храмах ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня из Иерусалима и торжественно разносят его по храмам города;
— Пасхальная трапеза. В течение Великой субботы происходит освящение приготовленных к праздничному столу куличей, творожных пасох и пасхальных яиц. Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень, яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него. Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным, так как он символизирует кровь Христа;
— Пасхальный крестный ход. Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением.
* * * * *
Откуда же растут корни праздника Пасхи как легенды об умирающем и воскресающем боге?
В еврейском Танахе говорится об униженном (попавшем в рабство) и затем освобождённом народе, что, в принципе, одно и то же.
Если же заглянуть вглубь веков и тысячелетий, то можно заметить, что нет ни одной религии и ни одного древнего верования, в которых бы ни звучала тема воскрешения из мёртвых.
Это, например, такие умирающие и воскресающие боги как греческие Осирис и Дионис, финикийский Таммуз, римский Адонис, индоиранский, а затем римский Митра.
Аналогичной темой умирания-воскрешения природы наполнено и «Колесо года», идущее от древних кельтов, германцев и финнов. А древне-кельтский праздник Остара (Easter), отмечаемый в дни весеннего равноденствия 19-22 марта, и есть, собственно говоря, та же Пасха.
То же самое видим и у наших древних предков – славян: проводы зимы со сжиганием её чучела и встреча весны.
Вот и получается, что церковь, по сути, не создала ничего нового, а лишь переняла языческие (народные) верования и обряды, приспособив их под своих богов и собственные – экономические и политические — интересы.
Тут возникали и конфликты, один из которых, дошедших до наших дней – массовые посещения кладбищ на Пасху, что противоречит духу праздника — радости по случаю Воскресения Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику.
А в подоплёке всех этих событий лежит… труд людей, который до нескольких последних столетий человеческой истории всегда был связан с сельским хозяйством, то есть с природой, главными событиями в которой являются регулярная смена времён года. Что же касается богов, то их создаёт сам человек. Больше некому.
* * * * *
Так почему же всё-таки в разных странах Пасха отмечается в разные дни? Тут всё дело в календаре, а, вернее, в календарях.
Как уже сказано, в настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Но так было далеко не всегда.
Поскольку, как тоже уже сказано, христианство, по сути, «выросло» из иудаизма, то древние евреи свою Пасху (Песах) тоже отмечали, но исключительно по лунному календарю – «14-го дня весеннего месяца нисана». Этот день определялся положением Луны на небе и, соответственно, был для каждого года «плавающим» относительно дней недели. Таким образом, Песах к воскресенью, в отличие от современного христианства, никак не привязан. В 2024 году, например, «14 нисана» — это понедельник 22 апреля.
* * * * *
В христианстве же с самого начала было установлено общее правило для расчёта даты главного праздника — Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее не ранее дня весеннего равноденствия.
И вот тут пошли «календарные» различия и отклонения.
Дело в том, что астрономический год – период полного обращения Земли вокруг Солнца — не совпадает с календарным годом, придуманным и считаемым людьми.
С 1 января 45 года до нашей эры (то есть ещё до Рождества Христова) римский диктатор Гай Юлий Цезарь ввёл в обращение календарь, который был основан на том, что астрономический год примерно равен 365 суткам и 6 часам. Этот календарь был назван юлианским. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале, как, например, нынче, в 2024 году.
И всё бы вроде пошло как надо, но юлианский календарь имел один значительный изъян. Цезарь ошибся в своих подсчётах (а, вернее, в том, что ему подсунули «на подпись») на целых… 11 минут.
Дело в том, что средняя продолжительность так называемого тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 49 минут. Разница между продолжительностью среднего тропического года и среднего юлианского календарного года составляет около 11 минут.
А за каждые 128 лет из этих 11 минут «набегают» уже целые сутки – 24 часа.
* * * * *
Постепенно церковники заметили, что фактический день весеннего равноденствия (когда день равен ночи) не совпадает с календарным — 21 марта. К XVI веку весеннее равноденствие наступало уже на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи.
Чтобы исправить эту ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, который с этого момента получил название григорианского.
Постепенно почти все цивилизованные страны перешли с устаревшего и неточного юлианского календаря на григорианский, однако Россия этого делать не спешила. Даже реформатор Пётр I, повелевший считать года не «от сотворения мира», а от «Рождества Христова», а Новый год отмечать 1 января, как во многих европейских странах, не посягнул на юлианский календарь.
* * * * *
Сделал это 106 лет тому назад только В.И. Ленин, подписав «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря», согласно которому, после 31 января 1918 года сразу последовало 14 февраля. Был осуществлён переход на так называемый новый стиль (или григорианский календарь).
Известно, однако, что Русская православная церковь отказалась переходить на большевистский «новый стиль», и до сих пор пользуется допотопным юлианским календарём, отмечая, например, Рождество не 25 декабря, а 7 января.
Та же история получилась и с праздником Пасхи, которую в нынешнем 2024 году в большинстве христианских стран уже отметили 31 марта.
На сегодня юлианским календарём, по которому Пасха в этом году празднуется 5 мая, пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Украинская, Польская и Синайская православные церкви, а также Афонский монастырь в Греции.
М. Сметанин