ПРЕДНОВОГОДНЕЕ

В древности жизнь любого народа, в том числе и наших предков – славянских племён – была строго подчинена производственным циклам. А так как основой тогдашней экономики было сельское хозяйство (земледелие), которое, в свою очередь, очень зависело от погодно-климатических условий, то, получается, что эти самые условия и диктовали – когда работать, а когда праздновать.

В то время имели значение не столько какие-то конкретные числа (скажем, 1 января), сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые обозначали окончание определенного периода и начало следующего.

У многих народов чаще всего начало нового года совпадало с началом возрождения природы и, в основном, было «привязано» к марту месяцу.

* * * * *

До прихода на нынешние русские земли христианства, то есть до Х века, славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день весеннего равноденствия. Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости. Позже, с принятием христианства, такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены.

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. На Руси его называли Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые. В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться).

Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались. У восточных славян богом плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально – КОРОВАй, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и КОЗули – печенье в форме коз, овец и домашней птицы. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

После крещения Руси Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же. К ним, кроме перечисленных выше, относились также задабривания злых духов, обрядовые песни – колядки и гадания. 

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году восточные славяне отмечали два «новых года» – Масленицу и Коляду. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором – с возвращением солнца на землю и увеличением светового дня. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

* * * * *

С Х века история новогоднего праздника постоянно испытывала влияние церкви.

С приходом христианства (988 год) его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира).

Смещение дат (1 и 22 марта) оказалось не таким сильным, и нововведение было воспринято народом без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

* * * * *

Однако в других странах Европы Новый год, согласно введённому ещё в 325 году н.э. Никейским собором празднованию церковного новолетия, отмечался 1 сентября (по старому стилю) вместо 1 марта.

В России же Новый год по-прежнему встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ, до конца XV века. Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия с 1 марта на 1 сентября. Только теперь уже причиной празднования, по прихоти церковников, стало не начало сельскохозяйственного года, а его окончание – праздник урожая, хотя и не вполне совпадавший с реальным завершением сельхозработ.

А правивший тогда Московским царством великий князь Иван III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года.

* * * * *

20 декабря 1699 года был издан указ Петра I «О праздновании Нового года», который предписывал производить исчисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.

В день 1 января, когда по старому летоисчислению шел 7208 год, по введенному новому наступал год 1700-й.

Петровским указом также предписывалось: «…а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве… знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года. Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет – то по всем знатным дворам… из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Так появились в канун 1700 года первые в России ёлки и новогодние фейерверки.

* * * * *

100 лет назад в советской России был осуществлён переход с древнего юлианского на григорианский календарь, по которому тогда жило большинство стран мира. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западно-европейского календаря», подписанному В.И. Лениным 26 января 1918 года, после 31 января этого года сразу последовало 14 февраля (переход на так называемый новый стиль).

В декрете, в частности, говорилось:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.

2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней».

Однако русская православная церковь переходить на новый календарь отказалась, из-за чего церковный праздник Рождества сместился с 25 декабря на 7 января, а Новый год, таким образом, «оказался» во время поста, когда не до шампанского и фейерверков.

* * * * *

После революции, негативное отношение к празднику Рождества и его атрибуту – рождественской ёлке, в какой-то степени отразилось и на праздновании Нового года. Официально он не отмечался в течение первых 18 лет советской власти, оставаясь лишь семейным праздником.

И только с декабря 1936 года Новый год стал вновь широко отмечаться по всей стране. А спустя ещё год, в декабре 1937-го «главная ёлка страны» была установлена в Москве – в Колонном зале Дома Союзов.

А с 1949 года 1 января стал нерабочим днём.

М. Сметанин