Без рубрики
Торговые сети уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь. И далеко не все, кто ежедневно привык «отовариваться» в этих магазинах, представляют, что он или его близкие могут оказаться по ту сторону кассы, как эти обычно измученные на вид женщины, на чьи лица словно бы навеки легла серая печать жизненных неудач.
МИЛЛИОНЫ людей, как за соломинку, хватаются за работу в сетевом магазине: всё-таки зарплата по-белому и запись в трудовой книжке. В ситуации, когда срочно нужна хоть какая-то работа, соискатель уже и не обращает внимания на слово, указанное в требованиях к работнику: «стрессоустойчивость».
Тем не менее, именно это свойство характера очень потребуется при работе в сетевом магазине. Пообщавшись с пролетариями прилавка, можно услышать от них множество жалоб на нарушение не только их трудовых, но и человеческих прав. Руководство в стремлении обогатиться на каждой мелочи безжалостно эксплуатирует, а часто и обманывает своих работников.
«Чтобы дать людям низкую цену, мы должны максимально по-спартански подходить ко всему. Мы всё время гонимся за ценой, держим в магазине не десять человек, а девять, не девять, а восемь», — рассказывал в интервью недавний хозяин «Магнита», олигарх Сергей Галицкий, чей уход так оплакивала либеральная общественность.
Вот именно с целью «понизить цену» не только выставленного на прилавке продаваемого товара, но и работающего человека, для торгового магната — тоже товара, который называется «рабочей силой», сегодня в сетях проходит тотальная «оптимизация» сотрудников. В этом смысле торговля не отличается от любых других предприятий, принадлежащих капиталистам (кстати, самым крупным капиталистом в сегодняшней России является государство). Такая «оптимизация» означает рост эксплуатации работников прилавка, на оставшихся после сокращения кадров работников в разы возрастает нагрузка.
— В смену работают два кассира плюс заместитель управляющего, плюс управляющий на пятидневке (если он вообще есть!). Вот они и носятся: полы вымой, посмотри, не просрочен ли товар, в кассе работай, товар выставь, тысячу ценников «акции» распечатай и вырежи, расставь кучу «акций». Стеллажи и поддоны оформи, товар каждый день по двум отделам пересчитай, овощи перебери, за ворами смотри, товар закажи и прими… Можно продолжать бесконечно, — жалуется работница из Ярославля.
— Директор магазина после работы в течение 24 часов, причём не по моему желанию, попросила остаться ещё на полдня, — рассказывает женщина, работавшая в Москве. — Видимо, человек не понимает, что надо людям спать, мыться и просто отдыхать. Я отказалась: просто физически не могла больше 24 часов работать без отдыха. Это к тому же вообще незаконно. После этого стала врагом номер один, пришлось уволиться.
Может, этот пример и из ряда вон выходящий, но работа по 14 часов стала в сетевых магазинах обыденностью. При этом один и тот же человек должен и сидеть на кассе, и разгружать машину, и мыть полы, и выполнять функции охраны. За все эти труды людям самым бесцеремонным образом недоплачивают. Например, стало нормой из 13-14 часов работы оплачивать лишь 11.
Рассказ девушки из Иванова: «Всё началось с экономии: бумага, далее строгий дресс-код… В общем, стали экономить на всём: сократили персонал, которого вечно не хватает, сократили единственного мужчину-грузчика, который мог задержать вора. Сократили уборщицу. Теперь управляющий магазином моет пол! Естественно, с кассирами. Работа там адская. А ставку, кстати, после этих «оптимизаций» подняли… на 2 рубля. Я очень подавлена таким отношением к персоналу: нам урезали премию, и мы стали получать 13 тысяч, а то и меньше».
Почти нормой стало не оплачивать время, потраченное на инвентаризацию товара, которая может занимать 3-5 часов в выходные или вечером после окончания рабочей смены. Понятно, что и постоянные задержки после окончания смены, чтобы привести в порядок торговый зал, большинство из хозяев не оплачивают. А введённые «стажировки» при устройстве на работу позволяют бесплатно эксплуатировать труд соискателей рабочих мест совершенно беззастенчиво. Как бы ещё и спасибо скажи, если тебя допустили-таки к оплачиваемой работе.
Но и в этом случае не стоит рассчитывать на указанную в вакансии зарплату. На самом деле стабильный оклад обычно составляет не больше 8-10 тысяч рублей, остальное — надбавка, из которой постоянно вычитаются штрафы буквально за всё. В частности, любая недостача в магазине «вешается» на весь коллектив. Так что получить в итоге заявленные 30 тысяч практически невозможно.
Отношение к женщинам, которых, по данным кадровых агентств, работает в сетях три четверти от всех работников, — отдельная песня. Начинается с того, что во многих магазинах при приёме на работу у девушек и женщин требуют предъявить справку «о небеременности». В случае же, если вдруг сотрудница решилась стать матерью, рассчитывать ей на достойные декретные не приходится, так как большую часть зарплаты она получала или как премиальные, или просто в конверте. Значит, при начислении выплат они учитываться не будут. Но это ещё лучший из вариантов. Сотрудники рассказывают, что зачастую, если руководство магазина узнает о беременности, работницу заставляют уволиться «по собственному желанию» хозяина.
Из-за стремления собственников экономить на всём они отказываются от более высокооплачиваемого мужского труда. В результате женщинам в сетях приходится выполнять мужскую работу. И это не только задержание воришек, но и погрузочно-разгрузочные работы. Женщины таскают мешки с картофелем и овощами, тащат телеги, на которых умещается до 300 килограммов продукции.
Но и это не всё. Хозяева торговых сетей активно привлекают работников к обману покупателей: обсчитывать на кассе, постоянно переклеивать ценники со сроком годности и т.п. А чтобы у людей подавить любое проявление негодования, выработана технология искоренения любого малейшего проявления чувства собственного достоинства. Поэтому начальство постоянно хамит подчинённым, заставляет беспрекословно делать даже бесполезную работу, наказывает за дело и без дела. По словам работниц, бывали случаи и принуждения подчинённых женщин к сожительству.
Как ни удивительно в столь, казалось бы, обыденной отрасли, как продажи, работа в сети опасна травматизмом. Статистика обыкновенно скрыта от посторонних глаз. Последний раз шокирующие цифры всплыли в 2014 году, когда «Роструд» в ходе своей проверки одного из гигантов сетевой торговли выявил только за один год 54 работника, ставших жертвами несчастных случаев на рабочем месте, причём четырнадцать из них погибли. Несчастные падали с высоты нескольких метров или были раздавлены контейнерами с сотнями килограммов товаров.