Сегодня простого человека, живущего исключительно благодаря своему собственному труду, а не за счёт каких-то нетрудовых доходов, окружает целое море проблем. Работа по 12 часов в сутки (если не больше) – и хорошо ещё, если в своём родном городе, а не в Москве или Сургуте, зарплата на уровне «квест на выживание», плюс ипотеки, кредиты, платежи за ЖКХ и прочее, «доступные» образование, медицина, и так далее.
И всё-таки самой главной проблемой для большинства населения был и остаётся постоянный рост цен буквально на всё. В первую очередь – на самые необходимые продукты и лекарства.
Можно много говорить о «ситуации на Украине», «пандемии коронавируса», «комфортной городской среде», но если человек, выбиваясь из сил на работе, считает копейки от зарплаты до зарплаты, не говоря уже о так называемых «пенсиях» и «пособиях», то даже самому упёртому члену партии «Единая Россия» становится понятно, что условный холодильник всё равно медленно, но верно побеждает условный телевизор.
Ни для кого не секрет, что особенно эта ситуация обострилась в последние месяцы. Опять же можно посмотреть телевизор, где вам расскажут про инфляцию в 17% за первый квартал 2022 года, и сравнить это с ценниками в ближайших магазинах.
Как бы то ни было, но факт остаётся фактом: если год назад, в июне 2021-го на тысячу рублей в Ивановской области (с учётом обязательных ежемесячных платежей) можно было прожить в среднем три дня, то сейчас – только один день. И очень-очень скромно…
* * * * *
Но так было не всегда. В советское время, за исключением военных лет и кратких периодов хрущёвского и горбачёвского беспредела, цены оставались неизменными в течение десятилетий. Например, буханка чёрного хлеба по 18 копеек, килограмм докторской колбасы по 2-20, кило апельсинов по 2 рубля и коробок спичек за 1 копейку – стоили так без изменений на протяжении трёх десятков лет.
Но случались в СССР и невероятные вещи.
«Было дело – и цены снижали…». Эти слова из песни Высоцкого – про послевоенные 40-е годы прошлого века, на которые пришлось его детство.
Сейчас трудно даже себе такое представить, чтобы цены на продукты, промтовары и т.д. не росли, а снижались. Также необходимо напомнить, что эти снижения шли в одном «пакете» с реформой цен, отменой карточной системы и денежной реформой. Всё это происходило в декабре 1947 года.
А затем ежегодные «сталинские» снижения цен продолжались вплоть до 1 апреля 1954 года. И за эти семь лет цены только на продукты снизились на 47%, а реальная покупательная способность рубля повысилась примерно в 2,5 раза. Килограмм чёрного хлеба подешевел с 3 рублей до 1, сливочного масла с 64 до 28, бутылка водки с 60 до 23, а метр ситца – с 10 до 6 рублей.
* * * * *
Сейчас же мы, как известно, живём совсем в другой стране, капиталистической. А экономика при капитализме основана на том, что средства производства (фабрики, заводы, нефтяные и газовые месторождения, транспорт, торговые сети и т.д.) принадлежат так называемым частным лицам. Или, как сейчас выражаются, «эффективным собственникам».
А любой такой собственник заинтересован исключительно в одном – в получении максимальной прибыли в максимально короткий срок.
И самый быстрый и «эффективный» способ получения такой максимальной прибыли – скупка и перепродажа товаров по завышенным «до потолка» ценам. Причём, в первую очередь, тех товаров, без которых человек долго прожить не сможет, так как просто-напросто умрёт от голода или от отсутствия необходимых медикаментов.
В СССР это называлось спекуляцией и строго каралось законом. Сейчас это называют «социально ответственным бизнесом»…
Вот поэтому цены теперь растут, а в некоторые периоды, как сейчас, растут очень быстро, и в существующей системе будут расти всегда. Небольшие сезонные снижения на капусту или арбузы, а также на залежалый и просроченный товар – не в счёт.
* * * * *
А теперь разоблачим четыре мифа, связанных с ценами при капитализме, которые очень глубоко засели в головах многих наших доверчивых граждан, и поддерживаются (за отдельную плату) тем же лукавым телевизором.
Во-первых, сейчас в ходу такие примерно выражения: «А что делать – всё подорожало» или «Цены поднялись». Запомните, цены никогда сами не поднимаются! Их поднимают заинтересованные в собственном благополучии за счёт других, конкретные люди, принимающие соответствующие решения. Также надо понимать, что если какой-нибудь директор какой-нибудь «управляющей компании» предлагает жителям проголосовать за повышение тарифа на его «услуги», ссылаясь на удорожание электроэнергии, стройматериалов и прочего, то он, по большому счёту, всё равно останется «при своих». Даже в худшем для него случае, а в лучшем – ещё и сумеет «заработать» на кризисе. А единственные, кто несёт потери при таком раскладе, это всегда «нижнее звено в пищевой цепочке» — простой рабочий, служащий, учитель, студент, пенсионер, рядовой житель, покупатель в магазине или клиент банка.
Во-вторых, колебания курсов валют, о которых столько говорят, на цены не влияют. От слова совсем. Эта информация — для отвода глаз обывателя, манипуляция общественным сознанием.
В-третьих, цены на самом деле растут всегда, даже если они… не растут. За счёт уменьшения веса товара, снижения его качества и срока эксплуатации, разбодяживания всякими добавками «идентичными натуральным», впаривания пальмового масла под видом сливочного, сои под видом шоколада, автовазовских «ведёрок» под видом иномарок и т.д.
И, наконец, в-четвёртых. То и дело слышится отовсюду: «А кому сейчас легко? В кризис страдают все». Да нет, не все. Результат кризисов перепроизводства, войн, эпидемий и разнообразных катастроф при капитализме всегда один – бедные становятся ещё беднее, а богатые – ещё богаче.
* * * * *
Кто-то скажет: «Ну ладно, вот скоро кризис пройдёт, рынок отрегулирует, всё само собой как-нибудь наладится и рассосётся».
Нет, не наладится. Пока во всём рулит частный интерес меньшинства, большинство будет от этого только в проигрыше.
М. Сметанин