РЕЙС 9268: ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

10 лет тому назад, 31 октября 2015 года, в небе над Египтом произошла катастрофа с российским пассажирским самолётом A321, ставшая самой массовой гибелью граждан РФ в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации.

Кроме того, она является одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолётов семейства Airbus A320, а также крупнейшей авиакатастрофой 2015 года.

* * * * *

В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» (торговая марка «Metrojet») был зафрахтован туристическим оператором «Brisco» и выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург.

Через 23 минуты после взлёта, с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер исчез с радаров. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около Нахля; погибли все находившиеся на его борту 224 человека — 217 пассажиров и 7 членов экипажа. По данным ФСБ РФ, в хвостовой части самолёта произошёл взрыв самодельного взрывного устройства (СВУ).

Ответственность за теракт в первые дни после катастрофы взяло на себя Синайское подразделение террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).

Впоследствии было установлено, что СВУ находилось в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части лайнера, куда оно было незаметно заложено и замаскировано нагромождением детских колясок и багажа сообщником террористов — сотрудником службы аэропорта Шарм-эль-Шейха.

* * * * *

Интересны данные о самом разбившемся самолёте.

Самолёт Airbus A321-231 (регистрационный номер EI-ETJ, серийный — 663) был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полёт.

Производителем самолётов Airbus A321 формально значится Европейский Союз, а фактически сборка авиалайнеров происходит в разных странах: Германии, США, Китае и Франции.

Конкретно этот лайнер после испытаний был передан заказчику — американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, которая затем сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines.

Данной компанией лайнер эксплуатировался 6 лет, после чего вернулся к американцам, и был сдан в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air.

После этого самолёт ещё побывал в сублизинге у саудовской авиакомпании Saudi Arabian Airlines и сирийской — Cham Wings Airlines.

Наконец в 2012 году самолёт был сдан в лизинг российской авиакомпании «Когалымавиа».

Как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». Капитализм…

* * * * *

Разбившийся, условно российский, лайнер, согласно официальным данным, обслуживался в соответствии с действующими правилами и своевременно проходил технические проверки. Последний еженедельный техосмотр был 26 октября 2015 года, за пять дней до катастрофы.

За 18 с половиной лет эксплуатации лайнер налетал 57 413 часов 11 минут (48% от ресурса в 120 000 часов).

Самолётом управлял российский экипаж, состоявший из двух пилотов и пяти бортпроводников. Командиром был 48-летний Валерий Немов, налетавший более 12 000 часов.

На борту воздушного корабля, кроме 7 членов экипажа, находились 217 пассажиров. Из них граждан России 212, Украины – четверо, и ещё один – гражданин Беларуси.

По данным МЧС России, большинство пассажиров было жителями Северо-запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.

По данным Росавиации, на борту самолёта находились 192 взрослых пассажира и 27 детей; самому пожилому пассажиру было 77 лет, самому младшему — 10 месяцев. Это была Дарина Громова — самый маленький пассажир рейса 9268. Впоследствии её фотография, опубликованная многими мировыми изданиями под названием «Главный пассажир», стала символом катастрофы (на фото вверху).

* * * * *

Хроника трагедии.

31 октября 2015 года, в 6-50 по московскому (в 5-50 по местному) времени, рейс 7К-9268 вылетел из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору R650 вдоль побережья залива Акаба, начал набор высоты. Радиомаяк Нувейба был пройден на высоте 6 400 метров, после чего самолёт повернул влево на курс 340°, чтобы пересечь Синайский полуостров и выйти к Средиземному морю, при этом автопилот был настроен на набор высоты до 9 750 метров.

Когда борт, под контролем автопилота, на скорости 755 км/ч, поднялся до 9 411 метров, его нормальный полёт прекратился. Самолёт начал быстро терять высоту с вертикальной скоростью около 30 метров в секунду, при этом происходило и падение путевой скорости. Запись параметрического самописца оборвалась, а за несколько секунд до этого он зафиксировал посторонний шум. Примерно в 7-14 по мск самолёт пластом врезался в землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор в центральной части полуострова в 50 км к северо-востоку от города Нахль. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 кв. км. Все находившиеся на его борту 224 человека погибли.

* * * * *

4 ноября на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоялась многочисленная акция памяти погибших в катастрофе в Египте. У входа в здание аэропорта Пулково появились цветы и детские игрушки.

День 1 ноября 2015 года был объявлен в России днём национального траура. В Санкт-Петербурге траур был объявлен на 3 дня, а в Ленинградской области он был продлён до 4 ноября.

Свои соболезнования российскому народу и семьям погибших выразили руководители большинства стран мира, а также папа римский, генеральный секретарь НАТО, генеральный секретарь ООН, главы основных религиозных организаций России.

В течение нескольких дней после катастрофы власти Великобритании, Ирландии  и Германии запретили своим авиакомпаниям полёты над Синайским полуостровом. Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полётов в Шарм-эль-Шейх; об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила главная турецкая авиакомпания Turkish Airlines.

* * * * *

6 ноября президент РФ В.В. Путин принял решение приостановить авиационное сообщение с Египтом «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения». Был организован вывоз российских туристов из Египта по факту окончания туристских путёвок, при этом на борт самолётов разрешалось брать только ручную кладь, а багаж был доставлен отдельно спецрейсами авиации МЧС.

После этого российские пассажиры не летали в Египет почти 6 лет – до августа 2021 года.

16 ноября В.В. Путин заявил, что Россия найдёт и покарает преступников, совершивших убийство россиян на Синае, а также приказал усилить удары российской военной авиации по объектам ИГ (запрещена в РФ) в Сирии. После этого авиационная группа ВВС России в Сирии была усилена, а к бомбардировкам были подключены самолёты дальней авиации.

* * * * *

В расследовании причин катастрофы рейса 7К-9268 принимали участие представители Египта, РФ, Франции, Германии, Ирландии и США.

Оценка причин трагедии разделилась на две основные точки зрения.

Великобритания, Франция, США и особенно Россия сразу же приняли точку зрения, что случившееся – теракт.

16 ноября глава ФСБ РФ А.В. Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта — сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте. Это стало понятно после того, как на обломках самолёта и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России. 17 ноября ФСБ обратилось к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За сведения, способствующие задержанию преступников, было обещано 50 млн. долларов.

* * * * *

Напротив, власти Египта до последнего настаивали на версиях, не связанных с терактом – «технические неисправности», «взрыв одного из двигателей самолёта» и даже что «самолёт был сбит ракетой». И по понятной причине – версия с терактом предполагала закладку бомбы в самолёт, а, значит, ненадёжность систем безопасности египетских аэропортов, что, в свою очередь, безо всяких запретов на полёты, повлекло бы отток туристов из страны. Бизнес…

И только в феврале 2016 года президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси впервые заявил, что самолёт A321 рейса 9268 «потерпел катастрофу вследствие теракта».

13 сентября 2016 года эксперты в Египте окончательно установили точку в самолёте, где было заложено СВУ: оно находилось в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части лайнера. Для незаметной закладки бомбы террористы ИГ (запрещена в РФ) использовали сотрудника сервисной службы аэропорта Шарм-Эль-Шейха. Сначала на борт был занесён пакет с бомбой и затем его замаскировали, обложив детскими колясками и багажом пассажиров.

Абу Усама аль-Масри, лидер ячейки террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ) на Синайском полуострове, известной как «Вилаят Синай», который подозревался в организации этого теракта, погиб в июне 2018 года в результате авиаудара.

* * * * *

28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы.

31 октября 2017 года, во вторую годовщину катастрофы, на Румболовской горе во Всеволожске (Ленинградская область) был открыт «Сад памяти» — мемориал жертвам авиакатастрофы над Синайским полуостровом.

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU