Для того чтобы трудящиеся побольше трудились на благо своих хозяев, поменьше задумывались, почему именно так устроена их жизнь, и, не дай бог, не бузили, и не требовали лишнего, капиталистам и их социал-прислужникам в лице чиновников и депутатов, как воздух, необходимы какие-нибудь, как сейчас говорят, бренды.
Не всё же только пугать «кнутом» — кризисами, санкциями, террористами и коварной оппозицией, надо ещё и «пряниками» иногда завлекать. А, вернее, отвлекать от реальных проблем. Пусть не настоящими пряниками, а телевизионными, бумажными или словесными, но – надо…
* * * * *
На федеральном уровне такие бренды-пряники – это, например, «национальные проекты», «майские указы», «стратегия-2020» и прочие красивые, но принципиально нереализуемые сказочки из «Полного собрания невыполненных обещаний», которые, как яркие слайды, периодически меняются, вытесняя из памяти людей один миф другим.
На нашем ивановско-вичугском уровне эти бренды-мифы также имеют место быть.
Вспомните, например, как на рубеже «нулевых» и «десятых», в бытность губернатора Меня, глава города Ступин, как с писаной торбой, носился с «Комплексным инвестиционным планом развития монопрофильного городского округа Вичуга Ивановской области», сокращённо-брендово – «КИП». Этим сказочным «КИПом» предусматривалось тогда «осуществить 2 крупных инвестиционных проекта, таких как строительство на территории ООО «Машиностроительный завод» нового производства минераловатных плит из базальтовых пород и строительство прядильно-ткацкой фабрики. При условии реализации данных проектов в Вичуге будет вновь создано 970 рабочих мест. Кроме того, в Кипе учтены инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса, реализация которых позволит создать в ближайшие несколько лет более 500 рабочих мест».
Результат всего этого известен: «КИП» и «моногород» растаяли, как утренний туман.
* * * * *
Затем с 2013 года губернаторы Мень и Коньков, а в Вичуге – тот же Ступин и сменивший его «мэр гостиничного типа» Куприянов записались в «секту свидетелей комбината синтетического волокна». Этот очередной чудо-бренд, лёгким движением рук и языков мечтателей-аферистов вообще «превращал» Вичугу в промышленный центр Ивановской области (а то и всего центра страны!), в эдакие Нью-Васюки XXI века, в натуральный город-сад. Тут было всё: и тысячи рабочих мест, и «чистейший» с точки зрения экологии химкомбинат на краю города, и «возрождённый» машиностроительный завод, и даже кофейня на островке коноваловского пруда…
Но и «комбинат синтетического волокна», как известно, также накрылся медным тазом.
* * * * *
И вот где-то с 2017 года в облаках московской чиновничье-депутатской фантазии нарисовался новый бренд под названием «программа комфортной городской среды».
На всю эту затею из федерального бюджета выделена астрономическая сумма — более 1 триллиона рублей, не считая местного софинансирования. Две трети указанных денег вбухиваются сейчас в «благоустройство дворовых территорий» и около одной трети — в «модернизацию общественных пространств»: парков, скверов, площадей и т.д.
Причём, заметьте, мегатонны федеральных рублей направляются не на создание рабочих мест, не на повышение зарплат учителям, детсадовским воспитателям и медсёстрам, не на освобождение граждан от бремени платы за капремонт, не на изношенные коммуникации и дороги, не на решение мусорной проблемы и, наконец, не на избавление от «пенсионной реформы»…
…А на радующие глаз городские пейзажи. И это ещё хорошо, коли радующие… Если посмотреть, во что превратились в Ивановской области уже охваченные московским «комфортом» Пестяки и Гаврилов Посад, то лучше было бы оставить всё, как есть.
* * * * *
Если не вдаваться в докучные детали, то можно сказать, что бренд «комфортной городской среды» в Ивановской области характерен тремя основными моментами.
Во-первых, во всём чувствуется «кураторство» этого проекта со стороны областной власти. Вообще-то, основная часть «комфортных» денег – федеральные, но «рука» «воскресенцев» всё равно незримо присутствует. Что касается местных, районно-городских властей, то они в этом вопросе оказались оттёртыми на обочину, поучаствовать в «освоении» московских сотен миллионов им вряд ли позволяется, и мнение их там, «вверху» никому неинтересно. Что уж говорить про мнение каких-то рядовых жителей…
Во-вторых, главным исполнителем проектов «комфортной городской среды» в Ивановской области стали заезжие – московские и не только – конторы, сотрудники которых называют себя архитекторами. Хотя составляют они, по ходу, не настоящую проектно-сметную документацию на разные площади и скверы, а всего лишь красивые эскизы, не учитывающие ни схемы проходящих по территориям коммуникаций, ни состояние почвы, ни принадлежность попавших под реформаторскую горячую руку объектов. Просто – «весёлые картинки» с детскими площадками, пешеходными дорожками, постриженными кустами и разноцветными китайскими фонариками. «Эскизные проекты» эти, кстати, изобилуют такими грамматическими и фактическими ошибками, что невольно наводит на вопрос: где же обучались эти «архитекторы»?
И, в-третьих, весь этот «амбициозный» проект очень сильно напоминает известный нам… «комбинат синтетического волокна». Со всеми вытекающими, как говорится.
* * * * *
Ну и, наконец, самое «вкусное» – о нашей Вичуге.
Стоит напомнить, что за последние несколько лет по «программе комфортной городской среды» в нашем городе уже «освоено» порядка 30 млн. рублей.
На эти деньги сделана плиточная аллея в Гольчихе, установлены новая ограда вокруг «ногинского» парка и детская площадка в тезинском парке «имени Бурова-Морокиной», да заасфальтированы пять придомовых территорий. Всё.
Что же нас ждёт дальше?
По информации Vichuganews.ru, в настоящее время некая иногородняя фирма под названием «Мануфактура» (не путать с буровской «Волжской мануфактурой») разработала некий эскизный «Проект реновации территорий» под неоригинальным уже брендом «Вичуга. Город белых колонн».
Данный «проект комплексного развития центральной части Вичуги направлен на формирование и развитие единого территориального брендинга «Города белых колонн», создание устойчивых городских пространств, которые могут трансформироваться и подстраиваться под меняющиеся запросы горожан, постепенный переход к экономике услуг».
Далее «архитекторы» обещают, что «реализация проекта позволит привлечь внимание к городу и его особенностям, что сохранит наследие Коноваловых и приведет к его развитию. Это произойдет благодаря созданию единого маршрута «города белых колонн» от Привокзальной площади до Коноваловского пруда и усилению этого маршрута благодаря социокультурному программированию».
Во как! Это вам не какие-то тупые совки, что на фабриках тысячами работали, коробки-пятиэтажки клепали, школы и дороги строили, да газ и воду в город вели… Это – «брендинг» и «социокультурное программирование»!
* * * * *
Что же конкретно несут в наше провинциальное захолустье продвинутые столичные остапы бендеры (пардон, социокультурные программисты)?
Привокзальная площадь – благоустройство площади и сквера (вероятно, что за «Премьером»), а также строительство крытой стоянки для автобусов.
Городской («ногинский») парк – здесь должны появиться «дополнительный пешеходный маршрут длиной 1,5 км», памптрек для катания на роликах, самокатах и велосипедах, «зона пикников и семейного отдыха для формирования добрососедских отношений и сообществ», «круглогодичная молодежная площадка для выступлений и представлений».
Площадь Коноваловых – мощение (собянинской плиткой, вероятно), установка символа «города белых колонн», освещение площади, высадка на ней какой-то «стационарной» ели и многолетних растений, и, наконец, «изменение геометрии подхода к монументу ВОВ». Под последним, насколько нам известно, понимается значительное, процентов на 80 «урезание» газона от проезжей части по ул. Большая Пролетарская до памятника рабочим-ногинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ну, правильно, зачем этот огромный непонятный газон, у нас же тут главная площадь города должна быть…
Коноваловский пруд – здесь должны быть обустроены спуски к воде, пешеходные дорожки вокруг пруда, «водная детская площадка», какой-то «амфитеатр у береговой линии» и «пантоны для лодочной станции» (да, так вот прямо и написано: «пантоны»). Заезжим грамотеям, конечно, невдомёк, что, прежде чем лепить все эти изыски, более чем 150-летний пруд (а это не лужа, а сложное гидротехническое сооружение) нуждается в ОЧЕНЬ основательном и дорогостоящем ремонте.
Ну и как-то должны облагородиться («изменить профиль») улицы 50 лет Октября и Большая Пролетарская, соединяющие привокзальную и коноваловскую площади. Сегодня они, по словам «архитекторов», «выполняют роль торговых улиц».
* * * * *
Судя по имеющейся информации, архитекторы-гастролёры планируют произвести «реновацию» Вичуги за два года, потратив на всё про всё, ни много, ни мало, а почти 180 млн. рублей.
А начать реализовываться все эти наполеоновские планы должны уже нынешними весной и летом с обустройства так называемой «входной группы» в ногинский парк. Под этим подразумеваются два жизненно важных для вичужан объекта: вышеупомянутая «круглогодичная молодежная площадка» (примерно на том месте, где когда-то была «берендеевка», помните?) – стоимостью около 30 млн. рублей, а также «модульный общественный туалет» типа сортир почти за 3 миллиона…
* * * * *
Выводы.
Первый – если случится чудо, и всё это каким-то макаром реализуется, то возникает простой вопрос: а на фига оно нужно? В Вичуге нет больше никаких проблем, кроме «реноваций»?
Второй – ОНО реализовано не будет. Вспомните предыдущие мыльные пузыри вичугских мега-проектов последних десятилетий.
P.S. По нашей информации, кое-кто должен получить (если уже не получил) за «разработку мастер-плана и концепции общественного пространства» из городского бюджета Вичуги 2 млн. рублей. Может, на этом вся «реновация» и закончится?
М. Сметанин