«РЕНОВАЦИЯ» ВИЧУГИ НАЧНЁТСЯ С… ОБЩЕСТВЕННОЙ УБОРНОЙ ЗА ТРИ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

Для того чтобы трудящиеся побольше трудились на благо своих хозяев, поменьше задумывались, почему именно так устроена их жизнь, и, не дай бог, не бузили, и не требовали лишнего, капиталистам и их социал-прислужникам в лице чиновников и депутатов, как воздух, необходимы какие-нибудь, как сейчас говорят, бренды.

Не всё же только пугать «кнутом» — кризисами, санкциями, террористами и коварной оппозицией, надо ещё и «пряниками» иногда завлекать. А, вернее, отвлекать от реальных проблем. Пусть не настоящими пряниками, а телевизионными, бумажными или словесными, но – надо…

* * * * *

На федеральном уровне такие бренды-пряники – это, например, «национальные проекты», «майские указы», «стратегия-2020» и прочие красивые, но принципиально нереализуемые сказочки из «Полного собрания невыполненных обещаний», которые, как яркие слайды, периодически меняются, вытесняя из памяти людей один миф другим.

На нашем ивановско-вичугском уровне эти бренды-мифы также имеют место быть.

Вспомните, например, как на рубеже «нулевых» и «десятых», в бытность губернатора Меня, глава города Ступин, как с писаной торбой, носился с «Комплексным инвестиционным планом развития монопрофильного городского округа Вичуга Ивановской области», сокращённо-брендово – «КИП». Этим сказочным «КИПом» предусматривалось тогда «осуществить 2 крупных  инвестиционных проекта, таких как строительство на территории ООО «Машиностроительный завод» нового производства минераловатных плит из базальтовых пород и строительство прядильно-ткацкой фабрики. При условии реализации данных проектов в Вичуге будет вновь создано 970 рабочих мест. Кроме того, в Кипе учтены инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса, реализация которых позволит создать в ближайшие несколько лет более 500 рабочих мест».

Результат всего этого известен: «КИП» и «моногород» растаяли, как утренний туман.

* * * * *

Затем с 2013 года губернаторы Мень и Коньков, а в Вичуге – тот же Ступин и сменивший его «мэр гостиничного типа» Куприянов записались в «секту свидетелей комбината синтетического волокна». Этот очередной чудо-бренд, лёгким движением рук и языков мечтателей-аферистов вообще «превращал» Вичугу в промышленный центр Ивановской области (а то и всего центра страны!), в эдакие Нью-Васюки XXI века, в натуральный город-сад. Тут было всё: и тысячи рабочих мест, и «чистейший» с точки зрения экологии химкомбинат на краю города, и «возрождённый» машиностроительный завод, и даже кофейня на островке коноваловского пруда…

Но и «комбинат синтетического волокна», как известно, также накрылся медным тазом.

* * * * *

И вот где-то с 2017 года в облаках московской чиновничье-депутатской фантазии нарисовался новый бренд под названием «программа комфортной городской среды».

На всю эту затею из федерального бюджета выделена астрономическая сумма — более 1 триллиона рублей, не считая местного софинансирования. Две трети указанных денег вбухиваются сейчас в «благоустройство дворовых территорий» и около одной трети — в «модернизацию общественных пространств»: парков, скверов, площадей и т.д.

Причём, заметьте, мегатонны федеральных рублей направляются не на создание рабочих мест, не на повышение зарплат учителям, детсадовским воспитателям и медсёстрам, не на освобождение граждан от бремени платы за капремонт, не на изношенные коммуникации и дороги, не на решение мусорной проблемы и, наконец, не на избавление от «пенсионной реформы»…

…А на радующие глаз городские пейзажи. И это ещё хорошо, коли радующие… Если посмотреть, во что превратились в Ивановской области уже охваченные московским «комфортом» Пестяки и Гаврилов Посад, то лучше было бы оставить всё, как есть.

* * * * *

Если не вдаваться в докучные детали, то можно сказать, что бренд «комфортной городской среды» в Ивановской области характерен тремя основными моментами.

Во-первых, во всём чувствуется «кураторство» этого проекта со стороны областной власти. Вообще-то, основная часть «комфортных» денег – федеральные, но «рука» «воскресенцев» всё равно незримо присутствует. Что касается местных, районно-городских властей, то они в этом вопросе оказались оттёртыми на обочину, поучаствовать в «освоении» московских сотен миллионов им вряд ли позволяется, и мнение их там, «вверху» никому неинтересно. Что уж говорить про мнение каких-то рядовых жителей…  

Во-вторых, главным исполнителем проектов «комфортной городской среды» в Ивановской области стали заезжие – московские и не только – конторы, сотрудники которых называют себя архитекторами. Хотя составляют они, по ходу, не настоящую проектно-сметную документацию на разные площади и скверы, а всего лишь красивые эскизы, не учитывающие ни схемы проходящих по территориям коммуникаций, ни состояние почвы, ни принадлежность попавших под реформаторскую горячую руку объектов. Просто – «весёлые картинки» с детскими площадками, пешеходными дорожками, постриженными кустами и разноцветными китайскими фонариками. «Эскизные проекты» эти, кстати, изобилуют такими грамматическими и фактическими ошибками, что невольно наводит на вопрос: где же обучались эти «архитекторы»?

И, в-третьих, весь этот «амбициозный» проект очень сильно напоминает известный нам… «комбинат синтетического волокна». Со всеми вытекающими, как говорится.

* * * * *

Ну и, наконец, самое «вкусное» – о нашей Вичуге.

Стоит напомнить, что за последние несколько лет по «программе комфортной городской среды» в нашем городе уже «освоено» порядка 30 млн. рублей.

На эти деньги сделана плиточная аллея в Гольчихе, установлены новая ограда вокруг «ногинского» парка и детская площадка в тезинском парке «имени Бурова-Морокиной», да заасфальтированы пять придомовых территорий. Всё.

Что же нас ждёт дальше?

По информации Vichuganews.ru, в настоящее время некая иногородняя фирма под названием «Мануфактура» (не путать с буровской «Волжской мануфактурой») разработала некий эскизный «Проект реновации территорий» под неоригинальным уже брендом «Вичуга. Город белых колонн».

Данный «проект комплексного развития центральной части Вичуги направлен на формирование и развитие единого территориального брендинга «Города белых колонн», создание устойчивых городских пространств, которые могут трансформироваться и подстраиваться под меняющиеся запросы горожан, постепенный переход к экономике услуг».

Далее «архитекторы» обещают, что «реализация проекта позволит привлечь внимание к городу и его особенностям, что сохранит наследие Коноваловых и приведет к его развитию. Это произойдет благодаря созданию единого маршрута «города белых колонн» от Привокзальной площади до Коноваловского пруда и усилению этого маршрута благодаря социокультурному программированию».

Во как! Это вам не какие-то тупые совки, что на фабриках тысячами работали, коробки-пятиэтажки клепали, школы и дороги строили, да газ и воду в город вели… Это – «брендинг» и «социокультурное программирование»!

* * * * *

Что же конкретно несут в наше провинциальное захолустье продвинутые столичные остапы бендеры (пардон, социокультурные программисты)?

Привокзальная площадь – благоустройство площади и сквера (вероятно, что за «Премьером»), а также строительство крытой стоянки для автобусов.

Городской («ногинский») парк – здесь должны появиться «дополнительный пешеходный маршрут длиной 1,5 км», памптрек для катания на роликах, самокатах и велосипедах, «зона пикников и семейного отдыха для формирования добрососедских отношений и сообществ», «круглогодичная молодежная площадка для выступлений и представлений».

Площадь Коноваловых – мощение (собянинской плиткой, вероятно), установка символа «города белых колонн», освещение площади, высадка на ней какой-то «стационарной» ели и многолетних растений, и, наконец, «изменение геометрии подхода к монументу ВОВ». Под последним, насколько нам известно, понимается значительное, процентов на 80 «урезание» газона от проезжей части по ул. Большая Пролетарская до памятника рабочим-ногинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ну, правильно, зачем этот огромный непонятный газон, у нас же тут главная площадь города должна быть…

Коноваловский пруд – здесь должны быть обустроены спуски к воде, пешеходные дорожки вокруг пруда, «водная детская площадка», какой-то «амфитеатр у береговой линии» и «пантоны для лодочной станции» (да, так вот прямо и написано: «пантоны»). Заезжим грамотеям, конечно, невдомёк, что, прежде чем лепить все эти изыски, более чем 150-летний пруд (а это не лужа, а сложное гидротехническое сооружение) нуждается в ОЧЕНЬ основательном и дорогостоящем ремонте.   

Ну и как-то должны облагородиться («изменить профиль») улицы 50 лет Октября и Большая Пролетарская, соединяющие привокзальную и коноваловскую площади. Сегодня они, по словам «архитекторов», «выполняют роль торговых улиц».

* * * * *

Судя по имеющейся информации, архитекторы-гастролёры планируют произвести «реновацию» Вичуги за два года, потратив на всё про всё, ни много, ни мало, а почти 180 млн. рублей.

А начать реализовываться все эти наполеоновские планы должны уже нынешними весной и летом с обустройства так называемой «входной группы» в ногинский парк. Под этим подразумеваются два жизненно важных для вичужан объекта: вышеупомянутая «круглогодичная молодежная площадка» (примерно на том месте, где когда-то была «берендеевка», помните?) – стоимостью около 30 млн. рублей, а также «модульный общественный туалет» типа сортир почти за 3 миллиона

* * * * *

Выводы.

Первый – если случится чудо, и всё это каким-то макаром реализуется, то возникает простой вопрос: а на фига оно нужно? В Вичуге нет больше никаких проблем, кроме «реноваций»?

Второй – ОНО реализовано не будет. Вспомните предыдущие мыльные пузыри вичугских мега-проектов последних десятилетий.

P.S. По нашей информации, кое-кто должен получить (если уже не получил) за «разработку мастер-плана и концепции общественного пространства» из городского бюджета Вичуги 2 млн. рублей. Может, на этом вся «реновация» и закончится?

М. Сметанин