РОБКИЕ ШАГИ ПО ПУТИ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Вряд ли многие помнят, что 5 лет назад бывший губернатор Ивановской области М. Мень обещал сделать наш регион пилотной площадкой для реализации программы информатизации здравоохранения. Внедрение автоматизации должно было ликвидировать очереди в поликлиниках и «заметно повысить эффективность деятельности медицинских учреждений». Нам рассказывали об электронной амбулаторной карточке пациента, которая заменит пухлые бумажные истории болезней, об электронной регистратуре, компьютере в каждом кабинете врача, интернет-консультациях с лучшими докторами областных и столичных клиник и многом другом, сказочно интересном… Как водится, была создана специальная рабочая группа. Охватить информационными технологиями наши больницы планировалось в самые сжатые сроки – за год-два. А потом этим передовым опытом ивановцы поделились бы с другими регионами страны. Но, как и многие другие «воздушные замки», этот тоже остался недостроенным.

Правда, по интернету любой из нас может теперь получить заветный талончик на приём к участковому врачу или нужному специалисту. Но этой возможностью пользуются, в основном, люди молодые. Большая же часть пациентов — пенсионеры. И они предпочитают личное обращение в регистратуру или более привычный способ бронирования талонов – по телефону.

Электронная амбулаторная карта стала пока реальностью для пациентов 10 докторов, ведущих приём в поликлинике №1 Вичугской ЦРБ, и 4 врачей из Старовичугской поликлиники. Все они прошли курс обучения для работы со специальными программами. Но рассчитывать, что в ближайшее время их примеру последуют остальные медики, не приходится, потому что новые технологии – это, как правило, удел молодых. А при нашем дефиците специалистов в медицине профессия врача стала практически пожизненным «приговором». Например, из всех работающих в Вичугской ЦРБ терапевтов, только четверо не достигли пенсионного возраста. А педиатров — не пенсионеров и того меньше – всего двое. И никто не возьмётся принуждать ветеранов садиться за «парту», ведь некоторым из них проще уйти на заслуженный отдых, чем осваивать азы компьютерной грамотности.

Несколько лет назад страховые компании, работающие в системе ОМС, были готовы перейти на пластиковый вариант медицинского полиса – с личными данными застрахованного и даже с фотографией. Но из-за кризиса от планов пришлось отказаться. Наверное, это и хорошо, т.к. программа информатизации здравоохранения скукожилась, не успев развернуться в полную силу. Лечебные учреждения так и не укомплектовали необходимым оборудованием. И пациенты до сих пор носят с собой на приём и страховой полис, и паспорт. Без документов можно рассчитывать лишь на экстренную медицинскую помощь.

Хотя, первый шаг в сторону «пластика» всё-таки сделан – это сервисная карта, которая не заменяет страховой полис, но является удобным дополнением к нему. Она имеет размер банковской карты, её можно хранить в кошельке, она гораздо долговечнее своего бумажного оригинала. И если бы в наших поликлиниках имелись инфоматы для записи на приём или хотя бы устройства для считывания информации с карточки, то можно было бы оставить свой бумажный полис дома в коробке с прочими документами, чтобы не изнашивался зря. Только ни в коем случае не рвать его и не выбрасывать!

Пока сканерами обеспечены только две поликлиники Вичугской ЦРБ – в Старой Вичуге и городская №1. Но даже при этом знающие люди советуют вместе с паспортом и сервисной картой всё-таки брать с собой и бумажный полис, потому что может оказаться, что ваших данных в электронной базе застрахованных лиц всё ещё нет. Сейчас она, говорят, заполнена лишь на 30%. И вы рискуете не попасть на приём к нужному врачу. Ведь медицинский полис — это не простая формальность, от точной информации пациента зависит заработная плата медиков.

Вряд ли в обозримом будущем в Вичугской ЦРБ появятся инфоматы, подобные тем, что установлены в областной больнице и некоторых других лечебных учреждениях Иванова. Но, возможно, в ближайшее время считывающие устройства будут закуплены и для остальных поликлиник, наведут порядок в базе данных. Поэтому всё-таки лучше поторопиться оформить сервисную карту.

К тому же, с начала этого года клиенты Ивановского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» имеют право не только на бесплатную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования, но и возможность экономить на различных видах товаров и услуг, получая скидки и специальные предложения от компаний-партнёров, например, в некоторых аптеках и платных клиниках городов Иваново и Кинешма.

Для оформления сервисной  карты  необходимо с медицинским полисом, паспортом и страховым пенсионным свидетельством (СНИЛС) обратиться в Вичугский отдел Ивановского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» по адресу г. Вичуга, ул. Советская, д.30 (поликлиника №2),тел.2-88-44.

Если карта оформляется на ребенка, то потребуется свидетельство о его рождении. Бесплатная карта будет готова примерно через неделю.

Этой возможностью уже воспользовались несколько сотен вичужан. И чем больше сервисных карт будет на руках, тем быстрее они заработают в полную силу.