СИМВОЛЫ СТРАНЫ СОВЕТОВ: ВДНХ, «МОСФИЛЬМ» И… ГРАНЁНЫЙ СТАКАН

Наверное, каждый взрослый житель Ивановской области хоть раз в жизни бывал в Москве, а бывая там, скорее всего, посещал ВДНХ – Выставку достижений народного хозяйства.

А быть на ВДНХ, и не заметить встречающий вас при входе огромный величественный монумент «Рабочий и колхозница» — просто нельзя. Также все помнят, что изображение этой скульптурной композиции многие десятилетия украшало заставку киностудии «Мосфильм», с демонстрации которой начинались самые любимые советские кинокартины.

Кроме того, все, наверное, припоминают 250-граммовый «гранёный» стакан, весьма популярный в своё время у любителей «сообразить на троих», а также широко использовавшийся в автоматах по продаже газировки, столовых общепита и в поездах дальнего следования.

Однако немногие знают автора этих и многих других «брендов» советской эпохи.

А автор один. Это выдающийся советский скульптор-монументалист, Народный художник СССР, академик, Лауреат пяти Сталинских премий — Вера Игнатьевна Мухина, со дня рождения которой 1 июля 2024 года исполнилось 135 лет.

* * * * *

Вера Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге, в купеческой семье. До 1904 года жила в Феодосии, где получила первые уроки рисунка и живописи. Затем переехала в Курск. Здесь Вера с отличием окончила гимназию, и после этого некоторое время жила в Москве, где получала уроки живописи в студиях известных художников того времени.

В 1912-1914 годах она жила во Франции и Италии, где продолжала наращивать свой профессиональный опыт и мастерство.

В 1914 году Вера Игнатьевна вернулась в Москву, и после начала I мировой войны некоторое время работала медсестрой в госпитале, где познакомилась со своим будущим мужем — военным врачом Алексеем Андреевичем Замковым.

* * * * *

После Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.

В рамках этого плана в 1918-1923 г.г. В.И. Мухина выполнила проекты памятников просветителю и публицисту Н.И. Новикову, выдающимся большевикам В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову, а также эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция».

В 1925 году, совместно с модельером Н.П. Ламановой, Вера Игнатьевна получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи (пояса были сделаны из крашеного гороха, шляпы из рогожи, а пуговицы из дерева).

В 1926-1927 г.г. В.И. Мухина преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927-1930 — в Высшем художественно-техническом институте.

В 1927 году созданная Мухиной скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октябрьской революции.

* * * * *

Однако самой известной и знаменитой композицией Мухиной стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который первоначально был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В.И. Мухиной венчала советский павильон на этой выставке.

По замыслу скульптора, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры, при всей своей массивности, казались летящими. Ощущение полёта усиливал введённый в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз.

Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».

После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Монумент стал одним из символов не только Москвы, но и всего Советского Союза, а с 1947 года, кроме того — эмблемой киностудии «Мосфильм».

* * * * *

В 1938-1939 г.г. В.И. Мухина работала над скульптурами для Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Вода» («Море»), «Земля», «Плодородие» («Урожай»), «Хлеб». Последняя из них оказалась единственной композицией, осуществлённой самой Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.

Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы В.И. Мухина  создаёт скульптурные портреты балерины Г.С. Улановой, хирурга Н.Н. Бурденко, два памятника Максиму Горькому (в Москве у Белорусского вокзала и в городе Горьком), памятник П.И. Чайковскому, монументальную скульптуру «Наука» у здания МГУ, скульптурную группу «Требуем мира!» и др.

* * * * *

Также В.И. Мухина считается автором дизайна знаменитого гранёного стакана советского образца.

Надо сказать, что подобные изделия выпускались в России ещё до революции, но в 40-х годах потребовалось создать принципиально новый вариант такого стакана, который мог быть использован в изобретённых тогда и запускаемых в производство советских посудомоечных машинах для системы общественного питания.

Первый «мухинский» гранёный стакан был запущен в производство 11 сентября 1943 года («день гранёного стакана») на заводе в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Его стандартный вариант имеет 16 граней, гладкое кольцо, идущее по окружности края, и объём — 250 миллилитров.

* * * * *

Многолетняя творческая деятельность В.И. Мухиной была высоко оценена руководством страны.

Так за период с 1941 по 1952 год Вера Игнатьевна стала Лауреатом пяти Сталинских премий – трёх 1-й степени и двух – 2-й степени. Одна из этих премий 1-й степени была присуждена ей в 1941 году за скульптурную группу «Рабочий и колхозница». В 1943 году В.И. Мухиной было присвоено почётное звание Народный художник СССР. С 1947 по 1953 год она – академик, член Президиума Академии художеств СССР. Кроме того, она была награждена Орденами Трудового Красного Знамени (1938) и «Знак Почёта» (1945).

Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года в возрасте 64 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

М. Сметанин

 

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU