СОЗДАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

20 сентября исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского учёного, врача, революционера-большевика, первого народного комиссара здравоохранения РСФСР, создателя и организатора системы советского здравоохранения Николая Александровича Семашко.

Эта система в дальнейшем и получила неофициальное название по его фамилии: «система Семашко».

Что же это был за человек, и в чём его заслуги перед современниками и сегодняшним поколением жителей России, которое вплоть до настоящего времени всё ещё продолжает пользоваться плодами деятельности этой основательно подзабытой сейчас исторической личности?

* * * * *

Николай Семашко (на фото слева) родился 8 (20) сентября 1874 года в селе Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец был учителем, мать (девичья фамилия Плеханова) – родная сестра  российского теоретика марксизма, одного из основателей РСДРП и газеты «Искра» Г.В. Плеханова.

В 1891 году Николай окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1893 году стал членом марксистского кружка. В 1895 году за участие в революционном движении был арестован, отчислен из университета и сослан на родину, в село Ливенское.

В 1901 году окончил медицинский факультет Казанского университета, работал врачом в Орловской и Самарской губерниях. С 1904 года был активным членом Нижегородского комитета РСДРП; в 1905-м стал одним из организаторов забастовки на Сормовском заводе, за что был вновь арестован.

В 1906 году эмигрировал в Швейцарию, где встретился с В.И. Лениным. В 1908 году переехал в Париж, где работал секретарём Заграничного бюро ЦК РСДРП; участвовал в работе партийной школы в Лонжюмо.

* * * * *

Вернувшись в 1917 году в Москву, был избран от фракции большевиков председателем Пятницкой районной управы. Делегат VI съезда РСДРП(б). Участвовал в подготовке Октябрьского вооруженного восстания в Москве, организовывал медицинскую помощь его участникам. После Октябрьской социалистической революции Семашко — заведующий медико-санитарным отделом Моссовета.

11 июля 1918 года, по предложению В.И. Ленина, Н.А. Семашко был назначен народным комиссаром здравоохранения РСФСР, и оставался на этом посту до 1930 года. Именно в этот период были заложены основы «системы Семашко», которая затем развивалась в последующие годы, когда Николай Александрович занимал множество других ключевых должностей в научных и административных учреждениях, например, в 1930-1936 г.г., являясь членом Президиума ВЦИК и председателем комиссии по борьбе с детской беспризорностью.

* * * * *

Медицина в Российской империи представляла собой жалкое зрелище.

Как это ни странно, но в царской России даже не было министерства здравоохранения. Казалось бы, в такой огромной стране обеспечение здоровья — задача как раз министерского уровня. Но с начала XIX века её решал всего-навсего медицинский департамент сначала в составе… министерства полиции, потом медицинский совет в составе МВД, и только в сентябре 1916 года (за полгода до революции!) было создано отдельное «главное управление государственного здравоохранения», которое, впрочем, так и не приступило к работе.

До появления на местах в середине XIX века сети земских больниц, в России вообще не было системы здравоохранения как таковой. А такие отдельные частные учреждения (пусть даже и бесплатные для населения), как, например, больница при фабрике Коновалова в Вичуге, «погоды не делали», так как были каплей в море. В 1913 году в России было всего 28 100 врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5 656 человек. Лишь в 9 городах были учреждения, которые условно можно было назвать станциями скорой помощи.

Между тем в стране процветали младенческая и детская смертность, заболеваемость туберкулёзом, тифом, оспой, дизентерией, дифтерией, скарлатиной. Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости инфекционных болезней Сплошная неграмотность и отсутствие элементарных медицинских знаний среди населения были обычными явлениями.

Ещё одной проблемой дореволюционной медицины была независимость врачей: местные власти не особенно контролировали их работу, довольствовались тем, что доктор просто есть. Так что неудивительно, что после революции многие врачи игнорировали распоряжения «сверху». Прежняя система не работала, надо было строить новую.

* * * * *

Так в чём состояла знаменитая «система (или модель) Семашко», которая была реализована в первые десятилетия советской власти?

Вот её основные принципы и направления:

— создание единой централизованной сверху донизу (от наркомата до сельского ФАПа) государственной системы здравоохранения, с одновременной ликвидацией частной медицины;

— организация её бюджетного финансирования с учётом всех необходимых потребностей. Все поликлиники, больницы и прочие лечебные учреждения становились государственными предприятиями, а все врачи — государственными служащими и получали финансирование и зарплаты непосредственно от общества: из бюджета страны;

— обеспечение квалифицированными медицинскими услугами всех граждан страны — всеобщее, равное и бесплатное;

— медицинское обслуживание организовывалось на двух основных принципах: участковом и иерархическом. На уровне ФАП, терапевтического участка и районной больницы лечились самые распространённые заболевания и проводилась профилактика, более сложные случаи с помощью системы направлений передавались в областные, республиканские и всесоюзные институты и больницы. Сельский фельдшер и участковый терапевт, осуществлявшие первичную помощь на нижнем уровне модели, были специалистами широкого профиля, справлявшимися с диагностикой и лечением большинства распространённых заболеваний;

— параллельно основной системе была выстроена специализированная система медицинской помощи для детей, в основном повторявшая структуру для взрослых: от участкового педиатра в районной детской поликлинике до республиканских и всесоюзных детских лечебных учреждений;

— особое место уделялось работе по социальной гигиене и профилактике заболеваний;

— для учёта и лечения социальных инфекционных и хронических болезней были организованы сети диспансеров: туберкулёзных, психоневрологических, кожно-венерологических и других;

— профилактика заболеваний включала в себя всеобщую вакцинацию, пропаганду здорового образа жизни и физкультуры, систему домов отдыха и санаториев. Для предупредительного санитарного надзора и борьбы с эпидемиями была создана санитарно-эпидемиологическая служба.

* * * * *

Реализация всех этих мероприятий позволила достичь впечатляющих успехов, и сделало советскую систему здравоохранения, без преувеличения, лучшей в мире.

Только за годы первой пятилетки (1929-1932) затраты на здравоохранение и физическую культуру выросли по сравнению с 1913 годом почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 году увеличилась в 6 раз, средних медицинских работников — более чем в 10 раз, коечный фонд — в 3,8 раза.

Внедрение модели Семашко в СССР позволило в течение первых же лет советской власти в несколько раз уменьшить раннюю детскую смертность, смертность от туберкулёза, малярии и других опасных заболеваний. Всеобщая вакцинация, диспансеризация, участие государства в противоэпидемической мелиорации и строительстве систем фильтрации воды снизили риски и масштабы эпидемий, сведя их практически к нулю.

Велика роль Н. А. Семашко в создании системы охраны материнства и детства. Уже в 1920 году (только что закончилась гражданская война!) в стране было развернуто 567 яслей, 108 домов матери и ребенка, 197 консультаций, 108 молочных кухонь, 207 приютов для грудных детей.

Развитие сети государственных высших медицинских учреждений во всех республиках СССР обеспечивало массовыми квалифицированными кадрами врачей. Создание и финансирование государственных фармацевтических предприятий и лабораторий обеспечивало доступность лекарств для населения, уменьшало зависимость от их импорта.

Под руководством первого советского наркома здравоохранения начали открываться санатории и курорты. Например, в 1925 году специалисты переоборудовали Ливадийские дворцы Крыма бывшей царской семьи под санатории на 500 коек, где бесплатно отдыхали и лечились трудящиеся. А в нашей области таким первым очагом массового оздоровления трудящихся стал санаторий имени Станко в Кинешемском районе – бывшая дача фабриканта Коновалова – открытый ещё в 1924 году как дом отдыха текстильщиков, и переоборудованный в 1934 году под санаторий.

* * * * *

Николай Александрович Семашко скончался 18 мая 1949 года в Москве в возрасте 74 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

За свою многолетнюю плодотворную деятельность он, надо сказать, был отмечен довольно скромно – только двумя орденами — Ленина и Трудового Красного Знамени. Такие награды, как, например, звание Героя Социалистического Труда или Сталинские премии почему-то обошли его стороной.

В честь Н.А. Семашко были названы около 60 учреждений, предприятий и улиц на территории практически всего бывшего Советского Союза. Памятники Н.А. Семашко установлены в Москве, Пензе, Днепропетровске и Нижнем Новгороде.

* * * * *

Однако постепенно, с ползучим возвращением в капитализм, «система Семашко» также подверглась ревизии и пересмотру.

Не удалось решить задачу централизации всего медицинского обслуживания в одном министерстве: собственные независимые медицинские сети были созданы в системах транспорта, обороны и др. Также формально в рамках министерства здравоохранения оформилась и фактически независимая от него медицинская сеть для высшего руководства страны, так называемые «кремлёвские» и «обкомовские» «спецбольницы».

В 1970-е годы сместился акцент с участкового врача на специализированную помощь в районной поликлинике, что отрицательно сказалось на квалификации участковых терапевтов и привело к падению их престижа, в том числе в глазах пациентов. Участковый терапевт из врача общей практики фактически превратился в диспетчера, направлявшего пациентов к профильным специалистам. Фактически реформы 1970-х годов сняли с участкового врача задачу отслеживания общего состояния здоровья пациента, больше характерную для врачей общей практики и семейных врачей, и переложили комплексную оценку собственного здоровья на самого пациента.

После же разрушения Советского Союза модели здравоохранения новых государств были реформированы в сторону уменьшения централизации, «оптимизации» учреждений и сотрудников, сокращения государственного финансирования и увеличения доли платных услуг, результаты чего мы с вами ощущаем сейчас на себе в полной мере.

М. Сметанин

 

ПОДДЕРЖАТЬ VICHUGANEWS.RU